Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Бытовой жанр в советской живописи

09.04.2011

Время и исторические события неизменно откладывают отпечаток на творчество живописцев, особенно работающих над бытовыми сюжетами.  Бытовой жанр в эпоху строительства советской страны был особенно популярен, так как показывал связь между личностью и обществом, связывал исторические события с конкретным человеком. Социалистический реализм, предлагаемый правительством и чиновниками советским художникам в качестве основного направления в масляной живописи, более всего находил своё отражение в бытовом жанре, так как картины, созданные в духе социалистического реализма, показывали жизнь простого народа и несли в массы определённый идеологический настрой.

Некоторые картины советских художников пафосны, в них остро ощущается идеологический мотив, как, например, в работах Е.М. Чепцова «В.И. Ленин и А.М. Горький с рыбаками на о. Капри», «Заседание ячейки» и т.п. Но бытовой жанр советской живописи охватывал разнообразные стороны жизни, показывая советских людей в разных обстоятельствах: в быту, на отдыхе, во время работы, учебы, службы и т.д.

Масляные картины бытового жанра создавались как глубокие психологические произведения. На сюжеты полотен влияли исторические события, и особенно это заметно по работам, посвящённым Великой Отечественной Войне. Например, на картине советского художника Герасимова С.В. «Мать партизана» зритель ощущает гнев и величие простой женщины, бессильную злобу врага; в произведении советского художника А.А.  Пластова  «Фашист пролетел» чувствует пронзительную боль за родную землю.

Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: "Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время". Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова; «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др.  Отношения между людьми всегда волновали живописцев, и это нашло отражение в картинах советских художников, таких, как  например: «Начало любви» Ю.И. Пименова, «Мать и сын» В.Е. Попкова, «Земляничная поляна» Ю.М. Ракши, «Летом» А.И. Лактонова и многих других.

Бытовой жанр, созданный на основе социалистического реализма, не просто отображал определенные события, но, обладая воздействием на зрителя, выполнял также и воспитательную функцию.  Ярким примером влияния социалистического реализма на  бытовой жанр советской живописи могут служить картины советского художника Фёдора Павловича Решетникова.  Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка». Благодаря особой эмоциональности сюжета произведения, наличия разных персонажей, детального описания обстановки зритель словно становится участником событий, которые видит на полотне. Различные переживания, отраженные на лицах и в позах персонажей, дают пищу для воображения и мысленного развития сюжета. Именно поэтому эту картину  изучают в школе, начиная с советских времен и по нынешний день, учащиеся пишут по её сюжету сочинения.

Благодаря реалистичности картин советских художников, у зрителя создается ощущение сопричастности. Композиции произведений живописи, выполненных в бытовом жанре часто настолько динамичны, что кажется, стоит на секунду отвернуться, и персонажи примут другие позы и изменят выражение лиц. При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры. Секрет успеха этих картин заключается в мастерстве живописца и в том, что персонажи, которые участвуют в сюжете  произведения, типичны для данного времени и общества, что делало их ближе и понятнее зрителю. Узнаваемость героев, созданных в рамках масляной живописи бытового жанра, типичные обстоятельства, делали такие картины очень популярными и любимыми в народе.

  

Марина Калабухова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..