Стили и жанры
|
Советская живопись как экскурс в историю. (Часть 1)11.04.2011
Картины – это экскурс в историю, окно в прошлое. Вглядываясь в картину, мы лучше понимаем тех, кто жил в те времена, когда она была создана, смотрим на мир глазами живописца, ощущаем его эмоции, порывы, чувства. Работы историков были бы пустыми словами, если бы не было документов, подтверждающих их. Картины советских художников являются визуальным документом исторической сущности общества. Однако, вмешательство идеологии социалистического реализма, направленного на улучшение имиджа советского государства, заставляет воспринимать картины советских художников как произведения, где отражены только лучшие стороны эпохи советской власти. Каждый художник, прежде всего, человек с собственным мироощущением. Соцреализм объединил картины советских художников. Они наполнены единой идеей, которая отражает определённый взгляд на действительность. Художники, которые творили свои произведения в иных направлениях и не были согласны с линией партии, определяющей, какой должна быть масляная живопись, не могли оставаться в советском искусстве. Живописец, создавая произведение, не обязательно должен находиться в оппозиции к власти. В советской стране многие люди верили в торжество социализма и коммунизма, поэтому и работы советских художников соответствовали идеологии, которая руководила массами. В основе создания картин советских художников лежит реальное изображение, детализированное и точное, но при этом отсутствует проблемность и негатив. Портреты мужчин и женщин, особенно в начальный период создания государства, батальные сцены, революционные сюжеты показывали революционную активность масс, не рассматривая красный террор против них же. Советскими художниками отражались стремление вперед, жёсткость позиции, непримиримость, внедрение новых порядков. В изображении индустриального пейзажа на полотнах советских живописцев зритель видит только парадную сторону – гигантизм строительства, величественность возводимых сооружений, огромные пространства, отданные под индустрию. Идеологический мотив очевиден: на картинах не видно, что такие стройки возводили не только передовики и комсомольцы, чаще всего фигурирующие на полотнах такого типа, но и политические и уголовные заключенные; не отражены тяжелые условия труда, страх перед невыполнением плана, опасность соревнования бригад при проведении работ на своих участках. Эта реальность никак не отражалась в индустриальном пейзаже, выполненном в полном соответствии с требованиями соцреализма. Городской пейзаж на картинах советских художников также наполнен строительством. На многих картинах советских художников, посвященных городу, зритель видит счастливые молодые пары, устремляющиеся по грязи новостроек к возведенным домам, и другие сюжеты на эту тему. Пейзаж деревни в советской живописи всегда пасторален и позитивен. В противном случае картина подвергалась резкой критике со стороны чиновников, а автор мог быть обвинен в упаднических настроениях. Несмотря на то, что деревенская реальность заключалась не только пасторальности и умиротворенности пейзажа, веселых застольях сельских свадеб и праздников, только такие сюжеты и изображения считались правильными и нужными советскому зрителю. Знание того, что происходило за парадным фасадом советского общества, даёт возможность современному зрителю взглянуть на произведения, созданные советскими живописцами, критическим взглядом, мысленно разделить позитив, исходящий от картины советского художника, и тот негатив, который остался за полотном. Понимание другой стороны общественной жизни, не отражённой в картинах советских художников, делает их просмотр особенно интересным. Марина Калабухова |