Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Женский портрет в советской живописи

01.05.2011

Портрет – это один из самых тонких, самых индивидуальных и очень личных видов живописи. Создавая портрет, художник вживается в создаваемый им образ. Чтобы верно и точно изобразить человека, необходимо его понять, увидеть в нём суть, свойства характера, настроение, жизненную позицию.

 

Создание женского портрета в советской живописи обуславливалось не только видением художника, но и общим направлением искусства советской страны –  так называемого социалистического реализма. Равнение на соцреализм было озвучено в 30-е годы, поддержано виднейшими деятелями искусства и правительством страны. Социалистический реализм был призван приобщить народ к искусству, с помощью которого власти могли передавать определенную идеологию. Живописные работы должны были отражать жизнь простого человека с той точки зрения, которая была максимально выгодна советской власти. Освобождение женщин было одной из провозглашённых задач пролетарской революции, и  живописцы должны были показать всему миру свободную советскую женщину.

 

Если обратить внимание на женские портреты периода становления советской власти, выполненные в манере соцреализма, то можно заметить, что их героини делились на несколько типажей. Наиболее заметными яркими портретами женщин стали изображения женщин-комиссаров, коммунаров первых лет советской власти. Например, как на картине советского художника Владимира Георгиевича Гремитских «Коммунарка». На полотне  нет изображений революционной атрибутики, дополнительных деталей, особого сюжета – только портрет женщины с уверенным лицом, гордо поднятой головой, прямой осанкой и устремлённым вдаль жестким взглядом чуть прищуренных глаз. Красная косынка, закрывающая волосы, и красный фон, выполненный широкими мазками, усиливают ощущение от  героини, как человека бескомпромиссного, прямого и властного.

 

В тридцатые годы модными стали портреты женщин-спортсменок, например, знаменитые «Девушка в футболке» и «Девушка с ядром» - картины художника Александра Самохвалова, репродукции которых были напечатаны журналом «Искусство» в 1933 году. Образ спортсменки на этих картинах маслом представлялся зрителю как новый тип советской женщины, который необходимо было взять за образец всем девушкам страны.

Другой тип героинь женского портрета – рабоче-крестьянский: загорелое лицо с крупными и грубыми чертами, неухоженное, не имеющее возраста. Волосы небрежно подхвачены косынкой, фигура расплывшаяся. Эти портреты отражали самую настоящую правду жизни, когда тяжело работающим женщинам некогда было следить за своей внешностью. Социальная значимость таких изображений была более важным фактором, чем красота лица и фигуры. Примерами подобных женских портретов являются картины художника Владимира Гремитских: «Украинка», «Каменщица»; «Ветеран шахтёрского труда» Клавдии Александровны Тутволь и многие другие. Нередко работающих женщин изображали у станка, за лабораторным или письменным столом, как например, на картине художника Гремитских «В правлении», где женщина словно сливается со столом, делаясь его неотъемлемой частью.

Еще один тип, который можно выделить на портретах женщин советской эпохи – артистический. Это женщины с тонкими чертами лица, ухоженные, аккуратно и красиво одетые. Примерами могут служить «Портрет Кайыргуль Сартбиевой», «Директор лесхоза Свеженцева В.П.», «Портрет Зампреда Совмина Киргизской ССР Д.Ч.Ташибековой», «Ниночка» - работы советского художника Гремитских; «Девушка в красном», «Женский портрет», «Тренер по баскетболу Берлизова Лидия Ивановна»  - картины советского художника Григория Мееровича Гордона; «Женский потрет» Давида Исааковича Рубинштейна и многие другие. Артистический тип был характерен для актрис, женщин, занимающих определенное социальное положение, служащих,  жён хорошо оплачиваемых работников. Этот женский тип, изображаемый на картинах советских художников,  служил примером для многих женщин, возводился ими в эталон стиля и красоты.

  

Марина Калабухова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..