Стили и жанры
|
Cредняя Азия в живописи советских художников03.05.2011
2011 год объявлен годом сохранения культурного наследия стран СНГ. Присоединяясь к этому движению, давайте вглядимся в картины советских художников, посвящённые Средней Азии, в основном, Киргизии и Узбекистану. Находясь в плену стереотипов об этих южных республиках, мы часто не даём себе возможности глубже понять и полюбить среднеазиатские просторы. Шёлковый путь, Ташкент – город хлебный, хлопок, пёстрые шаровары с халатами… Что ещё знает обычный человек об этих местах? Между тем советская живопись даёт прекрасную возможность познакомиться с ними поближе, причём картины советских художников соединяют в себе национальное и общечеловеческое, понятное без перевода. Выбирая, какую купить картину, остановите свое внимание на женских портретах. Многие до сих пор считают, что женщины Востока не открывают своего лица и не выходят с женской половины дома. Однако живопись советского реализма давно показывает нам совершенно другую картину. Посмотрите, какой решительный, волевой взгляд у танцовщицы Кайыргуль Сартбиевой - знаменитой исполнительницы национальных танцев, народной артистки Киргизской ССР на портрете работы Владимира Георгиевича Гремитских. Разве можно сомневаться в твердости её характера? А вот Гюльнара, студентка-узбечка на акварели Валерия Михайловича Ковинина, наоборот, выглядит очень женственной и нежной. Открытый взгляд, яркие национальные одежды делают подобные картины жизнерадостными, как многие произведения соцреализма. Однако есть среди женских портретов в разделе «Средняя Азия» виртуальной галереи сайта «Советская живопись» и более традиционные и привычные. Например, «Узбечка в парандже» - работа Клавдии Александровны Туттеволь, написанная ею в 1942 году в Самарканде. Более тёмные краски, по сравнению с вышеописанными картинами, словно символизируют мрачное прошлое, уходящее в небытие. Жанровая живопись реализма и соцреализма, посвящённая Средней Азии, словно пролистывает страницы советской истории в южных республиках, этапы индустриализации и освоения среднеазиатских богатств. Купить такую картину – значит не только помочь сохранению культурного наследия, но и вложить деньги в историю страны, в память, в красоту необычного мира. С этой точки зрения интересна картина маслом В.М. Ковинина «На хлопке». Жанровая живопись позволяет создать групповой женский портрет в динамике работы. Гора хлопка, служащая фоном, вызывает огромное уважение к нелёгкому труду женщин. Не меньше внимания привлекает работа Нины Сергеевны Скориковой-Ковининой «Ургутский табак». Разделённая на две части, картина в равной мере может быть отнесена к и жанру анималистики и к портретам рабочих, крестьян и передовиков производства. На верхней половине расположился осёдланный ослик, ждущий своего часа, того момента, когда старик в белой чалме с нижней части картины соберёт листья табака. Философией Востока дышит работа художника, медленное, чуть ленивое время, одинаково грустные глаза старика и ослика невольно рождают у зрителя полуулыбку, полувздох. Одна их моих любимых картин данного направления – импрессионистский пейзаж В.Г. Гремитских «Весна в Узбекистане». Весенние пейзажи всегда радостны и оптимистичны, но этот, изображающий цветение абрикосовых деревьев, особенно греет душу. Он прекрасно подходит для картины в подарок. Светлый, солнечный, заполненный розовым, белым и светло-зелёным, весенний пейзаж В.Г. Гремитских словно позволяет почувствовать не только настроение цветущего сада, но даже его аромат. Средняя Азия на картинах советских художников – особый мир, воспевающий радость жизни, с которым обязательно надо познакомиться всякому, кто собирается купить картину. Татьяна Савельева |