Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Моё восприятие советской живописи

07.05.2011

Что для меня советская живопись? Явление это неоднозначное, непростое. Давайте заглянем в виртуальную галерею с этим названием. Часто ставят знак равенства между картинами советских художников и соцреализмом. Конечно, многие советские художники отдали дань социалистическому реализму, но от этого их картины не становятся менее интересными и значимыми. Во-первых, это факт эпохи, истории, память, пытаясь откреститься от которой, мы рискуем стать «Иванами, не помнящими родства», «манкуртами» без прошлого и будущего. А во-вторых, сегодня, когда рынок искусства переполнен чёрными красками и пессимистичными абстракциями, ещё более начинаешь ценить те обыкновенные вещи, которые воспевает соцреализм: радость труда, веру в завтрашний день. Соцреализм провозглашает «бытие как деяние», труд как творчество. Взгляните на картину Григория Мееровича Гордона «Ремонт рыбацких баркасов». Стоящие на берегу рыболовецкие суда, босые ноги рыбаков, чинящих сети, их незатейливая работа – всё это говорит о какой-то незыблемости бытия, о вечности жизни, моря и человека в нём.

Ещё большей гордостью за свершения человека наполняют индустриальные пейзажи Владимира Георгиевича Гремитских «Огни Куйбышевгидростроя», «Буровые. Жигули», «Пристань в Ставрополе».  Сильные, мощные, выразительные, острые по характеристике, эти картины рождают  желание петь и трудиться. Героический пафос грандиозных строек, может, кому-то не очень понятен сегодня, но в любом случае вызывает уважение. Купить такую картину в офис значит обеспечить прилив трудового энтузиазма.

Однако советская живопись далеко не исчерпывается соцреализмом. Мне импонируют удивительные импрессионистские пейзажи советских художников. С одной стороны, они представляют самые обычные картины бесконечно близкой и родной природы. С другой – каждый из этих пейзажей таит и вечную  загадку всего живого (которой «может статься <…> нет и не было»), и загадку настроения художника.  Мои любимые пейзажи – зимние, в бело-розовых тонах, превращающие суровую русскую зиму в сказку, в то, что можно любить, чем можно наслаждаться. Если для Вас на первом месте стоит настроение, которое вызывает картина, то я бы советовала купить  лесные пейзажи Владимира Георгиевича Гремитских «Лес зимой» и «Зимка» или Григория Мееровича Гордона «Берёзки». Глядя на них, забываешь о холоде зимы, потому что зима у этих художников – солнце, искрящийся снег, множество оттенков белого, лёгкий морозец. Художники мастерски владеют цветом и линией, умеют в неказистом деревенском домике воплотить свою нежность к родным местам, любовь к малой родине.

В отличие от искусства более позднего времени советская живопись при самом субъективном подходе художника основана на правде жизни. Большое значение для совершенствования мастерства художников имели предоставляемые им творческие командировки. Отправляясь во все концы нашей страны, художники приобретали неоценимый опыт, который стал  основой творчества лучших мастеров. Так что советская живопись, например, Средняя Азия на картинах советских художников («Ургутский табак» Нины Сергеевны Скориковой-Ковининой, «Русские купцы в Средней Азии» Валерия Михайловича Ковинина, «Портрет Кайыргуль Сартбиевой» В.Г. Гремитских и другие)  – это ещё и гимн дружбе народов, настоящей, искренней, той, которую мы почти потеряли сегодня.

Если определять моё восприятие советской живописи несколькими словами, то, наверное, это красота и радость жизни, замешенные на ностальгии.

  

Татьяна Савельева

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..