Стили и жанры
|
ВЗГЛЯД НА СОВЕТСКУЮ ЖИВОПИСЬ13.05.2011
Масляная живопись это сфера изобразительного искусства с очень высокой степенью индивидуального восприятия. Как и другие виды искусства, живопись маслом предполагает с одной стороны видение мира художником, с другой - понимание этого запечатлённого на холсте мира зрителем. То, насколько эти две большие плоскости смогут соприкоснуться и войти в резонанс, очень важно. По сути, это во многом и отражает мастерство художника, заключающееся, на мой взгляд, в том, чтобы «достучаться» до зрителя, показать ему реальность с точки зрения живописца. Наверное, именно это и привлекает меня в советской живописи. Способность советских художников найти подход к любому зрителю видна невооружённым глазом. Разве можно не обратить внимание на полные тишины и умиротворения крымские пейзажи? Пройти мимо роскошных натюрмортов с розами? Не зацепиться взглядом за серьёзный взор с парадного портрета? Вряд ли картины советских художников оставят равнодушными кого бы то ни было. Что ещё интересно в советской живописи, так это отсутствие чёткого разграничения между художниками по жанрам. Практически нельзя сказать о ком-либо: «Вот этот автор – пейзажист, этот портретист, а вот этот пишет исключительно жанровые сцены». Творчество каждого советского художника – это калейдоскоп тем, отражающих то или иное состояние действительности, любое её проявление. Здесь можно найти и «Портрет бабушки моей», и «На пашне», и «Русские купцы в Средней Азии», и «Огни Куйбышевгидростроя» и многое другое. Разноплановость тематики, используемой в советской живописи, позволяет оценить масштаб произошедших в стране изменений, понять, насколько развилось и изменилось живописное искусство в эпоху СССР. Эти революционные изменения очевидны для любого ценителя масляной живописи. Они же делают картины советских художников такими ценными, поистине уникальными произведениями. Для меня советская живопись – это ещё образец удивительно гармоничного искусства. Яркие, запоминающиеся образы переданы с помощью не менее яркой, энергичной, экспрессивной техники. Многие работы советских художников написаны в сочной, отрывистой манере, превосходно дополняющей сюжет. Особенно это заметно в картинах, написанных в стиле импрессионизма. Авторы этих работ стремились как можно более широко охватить революционную тему, показать произошедшие в стране перемены. Разумеется, это не могло не сказаться на манере написания картин. Причём речь идёт не только о жанровых сценах, но и более прозаических вещах. Натюрморт «Роза» Владимира Георгиевича Гремитских – хороший тому пример. Сочетание вихря разноцветных, крупных мазков и яркость алого цветка создают удивительную гармонию, совершенную и ни на что не похожую. На мой взгляд, эта картина олицетворяет всю советскую живопись, грубоватую по форме и очень глубокую по содержанию. Умение художников «схватить» эпоху, передать её веяния на холсте ценилось во все времена. Именно поэтому картины одних авторов исчисляются внушительными суммами, а работы других пребывают в забвении. Я думаю, советским художникам удалось главное – показать эпоху СССР изнутри и найти своего зрителя. Разнообразие работ столь велико, что каждый сможет выбрать картину по душе в соответствии со своими желаниями. Почитателей советской живописи, желающих приобрести картину для частной коллекции, во всём мире немало, а в последнее десятилетие их количество выросло в разы. Это ещё один довод в пользу того, чтобы купить картину советского автора. Может статься, что в скором времени это будет довольно тяжело сделать. Анна Ковалёва |