Стили и жанры
|
Что объединяет живопись советского периода?25.05.2011
После падения «железного занавеса» за рубежом резко вырос интерес к художественным произведениям, которые называют «живопись советского периода». Эта категория объединяет работы мастеров нескольких десятилетий, творивших во времена Советской власти. Поначалу интерес был вызван тем, что закрытая раньше страна вдруг приоткрыла своё духовные богатство, дала возможность удовлетворить любопытство тех, кто жил за её пределами. Страна, которую долгое время боялись, жителям которой приписывали всевозможные отрицательные качества, вдруг предстала перед всеми совершенно иной своей стороной, многим показавшейся неожиданной. Открытая зарубежным зрителем светлая, живая, искренняя живопись, которая оказалась оптимистичной и радостной, мало вязалась с представлениями о государстве, представлявшемся мрачным, угрюмым и брутальным. Объединить работы художников советского периода в единое целое заставил не только временной период, к которому относились их произведения, но и общая направленность, узнаваемый подход, определённые традиции. Живописцы советского времени своими произведениями создавали дополнительную подпорку идеологии государства, работая в любом жанре и направлении. Что бы ни писал художник того времени, основой его картины был позитивный подход. На фоне нынешних новомодных течений с неопределёнными параметрами живописи, сложными интеллектуальными конструкциями и сюжетами, отражающими нередко депрессивный взгляд на жизнь создателей картин, советская живопись, несущая зрителю добро и позитив, обращает на себя пристальное внимание любителей живописных работ. Не важно, верит ли тот, кто смотрит на произведение, в радостную и свободную жизнь рабочих, которые трудятся на стройках, изображённых на индустриальных пейзажах советских художников, главное заключается в том, что картина показывает размах строительства, монументальность возводимых объектов, стремление страны к развитию. Этот порыв должен был быть отражен в художественных работах, чтобы воодушевить народ на новые трудовые подвиги. Так появлялись портреты передовиков производства на фоне грандиозной стройки, виды масштабного строительства с разных ракурсов, которые преподносились зрителю, жаждавшего подтверждения тому, что жизнь улучшается, и вот-вот все изменится, как только запустят то или иное предприятие. И не только веления партии и правительства были причиной появления подобных работ, но и внутренний посыл художника, его искренняя вера в лучшее завтра, его гордость за страну и народ. Деревенские пейзажи, труд крестьян на полях – все эти картины советского периода, посвящённые селу, наполнены сочными красками, солнечным светом, их тёплая радостная аура передается тому, кто смотрит на них, окутывает его приятными ощущениями и воспоминаниями собственного детства, проведённого в деревне. Для иностранного зрителя такие картины интересны не только изображением деревенского быта советских времен, но и являются источниками положительных эмоций и релаксации. Традиционный жанр натюрморта также имеет свои особенности в работах советских художников. В нём не встретишь унылых красок, увядших растений: в изображении, представленном художником, мы ощущаем свежесть фруктов, овощей, видим пышные букеты цветов, пронизанные светом. Предметные натюрморты наполнены смыслом, дают тематическую подсказку зрителю, вовлекают в мир иносказания. Социалистический реализм в работах художников советского периода сочетается с импрессионизмом. Работы, созданные на основе этого смешения, получили название «советский импрессионизм». Не отходя от реалистичности создаваемых персонажей и видов, художник завораживает зрителя мимолетным видением: тонкий последний лучик солнца перед закатом, длинные синеватые тени, стайка птичек на деревьях – все носит характер временного, сиюминутного, того, что успел заметить и передать в своей работе художник. Безусловно, помимо светлых, радостных работ нейтральных направлений, немало картин того периода имеют политизированный идеологический сюжет. Много портретов политиков, военных, руководителей страны. Однако, и эти работы интересны тем, что передают пафос советского времени, патетику революционных преобразований и отражают структуру жизни миллионов людей. Марина Калабухова |