Стили и жанры
|
СОВЕТСКИЙ ПОРТРЕТ11.07.2011
Советская живопись в последнее время привлекает все больше внимания со стороны как жителей постсоветского пространства, так и зарубежных коллекционеров, инвестирующих средства в произведения искусства, считающиеся эксклюзивными и необычными. И действительно, эпоха железного занавеса в свое время породила немало искажений и преувеличений, которые были основаны как на имевших место фактах, так и на домыслах. Неожиданное открытие сделали многие люди, познакомившись с истинными летописцами своего времени - советскими художниками. Передавая через призму своего восприятия видение советского времени, в котором им довелось жить и творить, они зачастую лучше сухих фактов могли передать атмосферу эпохи, её подвижность, сложность и идейную составляющую. Руководство страны за весь период существования советского государства стремилось к демонстрации ведущей роли партии в формировании нового государственного строя, и её достижений посредством искусства. Художники стали вольно или невольно проводниками советской идеологии, её базовой составляющей, поскольку они работали в стиле и манере социалистического реализма. Это направление было провозглашено основным в советском искусстве, оно ориентировало творчество живописцев на создание произведений, демонстрирующих активность, напор и энергию общества новой формации. Особенную роль руководители страны отводили портретному искусству – ведь кто, как не сам человек может лучше рассказать о своей жизни. \Советский портрет активно участвовал в формировании духовных ценностей советского человека. Символами советской эпохи стали групповые и одинарные портреты советских вождей и руководителей. Именно они должны были вдохновлять народ на трудовые подвиги. Многие замечательные художники стали своеобразными имиджмейкерами, которые создавали образы вождей, без портретов которых не обходилось ни одно общественное помещение. Революционная целеустремленность пронизывает портреты послереволюционной эпохи. Картины, такие, как например: «Коммунарка», «Красноармеец», «Красноармеец с сидором» работы известного советского художника Гремитских В.Г. великолепно отражают суть послереволюционного портрета, который должен был показать несгибаемость, волю, мужество людей новой формации. Художники, вдохновляемые и направляемые чиновниками от искусства, во множестве писали портреты людей труда: передовиков производства, отличников профессиональной учебы. Они создавали образы мужественных людей, работа которых очень важна обществу. Среди портретов, которые во множестве были развешаны в клубах, залах, присутствовали на выставках советской живописи, встречаются настоящие шедевры, отражающие не статичного человека, который знаком только узкому кругу людей и его портрет был написан только потому, что был заказ «сверху», а динамику, живость, душу. Нередко такие портреты были написаны с людей, любимых авторами: например, произведение Лигачевой А. И. «Портрет бабушки моей». Картины, на которых изображены люди мирного времени, вводят зрителя в мир труженика: «Ветеран шахтерского труда» работы художницы Тутеволь К. А., «Аксакал», «Пастух» Ишмаметова Э.Д. – за каждой картиной конкретный человек, со своей судьбой, мыслями, желаниями. Портреты, исполненные в духе социалистического реализма, сейчас становятся предметом изучения, ведь каждый из них является символом эпохи. Такие портреты прекрасно подходят для подарка собирателям исторических ценностей, любителям литературы того времени. Портреты этих людей заряжены особой энергетикой, высоким душевным подъемом – эти качества ценители искусства называют основными в советской живописи.
Марина Калабухова
|