Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Творчество Владимира Гремитских

08.10.2011

Советская эпоха, продолжавшаяся в течение нескольких десятилетий, определила судьбу нескольких поколений, которые жили и творили в тех условиях, которые им предоставляла  партийная верхушка, влиявшая на все сферы жизни граждан страны.  Директивы и указания, принимаемые органами власти советского государства, ориентировали не только партийных работников, обязанных поддерживать социалистическую идею, но и творческих людей: писателей, драматургов, артистов и живописцев. Принятое директивно направление в искусстве - социалистический реализм - пронизывал все сферы творческой деятельности. Но, несмотря на свое  явное идеологическое начало, социалистический реализм в творчестве талантливых советских  художников трансформировался в нечто большее, чем простое восхваление нового государственного строя, создавая интересные симбиозы с другими направлениями в живописи. Во многом это было связано с истиной верой художников в светлую основу советской идеологии, в торжество гармонии и разума, полноправное равенство людей, рождение новой жизни. Объединение веры и таланта с творческим подходом  к подаче соцреализма в художественных произведениях сделало работы советских художников  светлыми, одухотворенными, динамичными, наполненными энергией. Именно эта особенность советской живописи привлекает коллекционеров всего мира. 

Одним из замечательных живописцев советской эпохи был Владимир Георгиевич Гремитских. Вся жизнь художника прошла под красными знамёнами, начавшись за год до революции и окончившись в год распада Советского Союза. Профессиональное художественное образование руководители Страны Советов оценивали как одну из ступеней подготовки деятелей искусства, которые смогли бы под правильным углом отобразить  советскую действительность, поэтому в учреждениях, где обучались будущие живописцы, преподавали мастера высокого класса. Владимир Гремитских учился искусству живописи с 1932 по 1942 гг. – сначала в Московском художественном училище Памяти 1905 года у преподавателей М.Соколова и К. Зефирова, затем в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова у П. Покаржевского, И.Грабаря, В.Почиталова, С.Герасимова. Сергей Васильевич Герасимов руководил дипломной работой молодого художника «Ополченцы». 

Сочетание определённых идейных установок, мировоззрения советского человека и большого таланта художника, умеющего видеть прекрасное в обыденном, способствовало тому, что картины Владимира Гремитских не стали простым отражением советской идеи, а были наполнены настоящей жизненной силой и теплом. 

Гремитских – художник многопрофильный.  Среди его работ  можно встретить самые разные произведения. Кисти Владимира Гремитских принадлежат прекрасные портреты, выполненные в духе соцреализма: «Коммунарка», Портрет Кайыргуль Сартбиевой, «Украинка», «Оксана», «Военврач» и др. Художник создал величественные индустриальные пейзажи: «Огни Куйбышевской ГЭС», «Стройка Куйбышевской ГЭС» и др. Живописец не обошел вниманием сельскую тематику: «Деревенская улица», «Волхов», «Деревня». Гремитских писал изумительные, тонкие ландшафтные пейзажи,  отображающие разное время года: «Летний день», «Осень», «Последний снег» и др.  Чудесные натюрморты с цветами работы художника дышат свежестью, передают все цветовые нюансы: считается, что в русской живописи розы лучше всех других художников писали КонстантинКоровин и Владимир Гремитских. 

Нельзя выделить какую-то одну из выбранных художником тем, которая бы как-то по-особенному выделялась живописцем. Владимир Гремитских в каждом созданном портрете стремился обратить внимание зрителя на индивидуальность изображаемого им человека, на его значимость в том мире, в создании которого он участвует. Его портреты посвящены как известным в  свое время людям, таким как, например, Кайыргуль Сартбиевой или герою картины «Портрет Поташева И.М. ГУВД», так и рядовым жителям страны: к примеру, героям картины «Узбек» или работы «Портрет Дмитриенко. Куйбышевская ГЭС».  

Осенние, летние, зимние и весенние пейзажи отражают сиюминутное настроение художника: соцреализм Гремитских сочетает с романтическим импрессионизмом, создавая новый взгляд на изображаемые им объекты. Каждая картина пронизана эмоциональной составляющей творчества живописца, она передается зрителю, создаёт особую ауру легкости и свободы. То тепло, с которым автор относится к каждому своему произведению и к изображаемому им объекту – будь то виды цветущего Гурзуфа: «Розы. Гурзуф», «Пляж. Гурзуф» или изображение волжских широких просторов: «Вечер на Волге», степей, лесов с неброскими цветами и неярким  освещением - дают возможность зрителю «оттаять душой», задуматься о вечном, ассоциировать увиденное с собственными воспоминаниями и переживаниями. 

Несмотря на то, что официально церковь и религия не признавалось атеистическим советским государством, живописец нередко в своих работах возвращается к теме религиозной, изображая на своих картинах православные церкви и монастыри: «Монастырь», «Успенский собор», «Церковь Святого Георгия» и др. Эти работы особенно интересны для тех, кто интересуется русской историей. Благодаря таким картинам видно, что советские художники не утрачивали связи с историческими ценностями своей страны, не отвергали их, как предлагала советская пропаганда, а, напротив, передавали через свои произведения зрителю испытанными ими эмоции, охватывающие при взгляде на стены старых храмов. 

Практически сразу после окончания учебы Владимир Гремитских стал членом Союза художников СССР (1944 г.). Картины В. Гремитских украшали апартаменты видных политических деятелей, посещавших Россию с визитами. Произведения Владимира Гремитских  можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее, Музее Обороны Москвы, его работы радуют зрителей со стендов музеев разных городов бывшего СССР. Многие российские и зарубежные коллекционеры приобрели картины В. Гремитских в частные собрания. Произведения, выполненные рукой мастера, можно найти у собирателей художественных работ, живущих в разных странах мира: США, Японии, Канаде, Аргентине, Южной Корее, европейских государствах. Среди  ста художников, обогативших русскую живопись, начиная с 18 века, многие критики называют и имя Владимира Гремитских - замечательного живописца, творившего в годы советской власти.  

Марина Калабухова 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ