Стили и жанры
|
Сказочная живопись Юрия Михайловича Сочнева01.12.2012
Юрий Михайлович Сочнев, безусловно талантивый и неординарный художник, который стал преемником традиций сразу трёх советских школ живописи - Ленинградской, Московской и Харьковской. В 1958 году Юрий Михайлович поступил в художественный институт им. И. Е. Репина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). По окончании первого курса Сочнев был вынужден уехать на Север для того, чтобы заработать денег на своё дальнейшее обучение. После этого он отправился в Москву где перевёлся в МГХИ им. В. И. Сурикова в котором проучился ещё один год, и из-за очередной нехватки средств снова уехал на Север. В этом месте хочется сделать отступление и подчеркнуть тот факт, что Юрий Михайлович обладал необычайной тягой к живописному искусству. Какими нелёгкими путями он шёл к своей заветной цели, через какие метания прошёл этот человек, художник, чтобы иметь возможность учиться своему любимому делу - живописи! Это не могло не отразиться на его картинах. По крупицам он собирал, так необходимые для него знания. В итоге в 1965 году Сочнев закончил Харьковский Государственный художественный институт и стал настоящим мастером живописи. Свои картины Юрий Михайлович Сочнев пишет в разных жанрах. У него какие-то необыкновенные пейзажи, создающие впечатление сказки. Возьмём хотя бы его работу "Снегири" (1979 г.).
Проснувшееся солнце пробирается сквозь ветви зимнего леса. Ветви деревьев усыпаны снегом на которые уселись снегири. Создаётся впечатление что эти красногрудые птахи встречают новый день и ждут так нужного для них тепла, согревающего их маленькие трепетные тельца. Что касается палитры, то здесь присутствует замечательный цветовой контраст без ненужных излишеств. Это, пожалуй, один из замечательнейших пейзажей Юрия Сочнева. Далее хочется рассказать о не менее красивом по своему колориту пейзаже "Снег выпал" где Сочнев изобразил свою родную деревню Терпигорье на берегу озера Мстино.
Это место находится в Тверской области недалеко от широко известной Академической дачи художников. С особой теплотой Сочнев писал этот пейзаж, и маленькие деревенские, так родные ему домики, и скучающие лодки на берегу. Сама картина была написана в 1992 году. В тот день, когда в самый разгар осени деревья полыхают золотой листвой, выпал снег. Его оказалось так много, что деревья не выдерживали, и ветви ломались под его тяжестью. В целом картина художника потрясающая! Необыкновенно живая ледяная вода Мстино, в которой отражаются усыпанные золотом деревья, а берега полностью устланы белым снегом. Своё родное Терпигорье Сочнев изображал во многих своих картинах. Например "Весенний денёк"(1978 г.) - красочная, необыкновенная работа на которой изображен берег все того же озера Мстино. Обратите внимание, как красиво изображено лазурное небо, усыпанное рябящими облаками, с фоном которого замечательно гармонируют весенние деревья. С какой нежностью был написан этот весенний пейзаж!
У Сочнева также есть пейзажи на которых изображена природа нашего Севера, что совсем не удивительно, ведь художник провёл в тех местах немало времени. По своей реалистичности можно выделить его работу "Вечер на Енисее" (1963 г.) Техника живописи этой вещи, кстати, отличается от большинства картин Юрия Михайловича, но это и придает ей всю её суть. Глядя на этот пейзаж кажется, что смотришь из окна на берег Енисея, в котором так реалистично отражается сумеречное небо.
Но самая удивительная картина Сочнева на тему Севера – это, по-моему, "Северная весна". Сложно передать словами все детали этой работы - это нужно видеть своими глазами. Вышедшей из леса лось, словно услышав какой-то звук, направил свой взгляд в сторону небольшой узенькой речушки, берега которой покрыты белеющим снегом. Сквозь него пробиваются пушистые, нежно-розовые ветки кустарника. Вдали зелёные ели и лазурное северное небо.
Конечно, нельзя не сказать и о натюрмортах Юрия Михайловича Сочнева. Живя рядом с озером богатым рыбой, невозможно не написать натюрморт именно на эту тему. Очень интересная его работа в этом жанре "Натюрморт с раками": как бы небрежно присутствуют основные детали, лежащие на углу простого деревенского стола.
Но сам стиль очень привлекает. Очень простая и душевная композиция. Оригинальное сочетание гроздьев рябины с белизной салфетки, лежащей на грубых досках. Присутствует вся атрибутика осеннего деревенского стола: и осенний букет, и грибы, и плетёное лукошко, и раки на тарелке. Из этой серии можно также выделить "Натюрморт с рыбами"(1963 г.) - не менее мастерски написанный.
Но, не только этой тематике посвящены натюрморты Сочнева. Совершенно в иной стилистике он изобразил "Пионы"(1994 г.) в вазе, стекло которой отражается на поверхности стола за счёт света, а сам цветовой контраст красного стекла и фиолетовых пионов - просто потрясающий.
Юрий Михайлович Сочнев безусловно является востребованным художником, работы которого находятся в частных коллекциях, как в России, так и во многих других странах мира (США, Германия, Франция, Великобритания, Чехия и Япония), что говорит о высоком уровне мастерства этого художника.
Рената Ваганова |