Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Нижегородский пейзажист Алексей Иванович Фролов

13.07.2013

Фролов Алексей Иванович родился в 1929 году в Нижнем Новгороде. В1952 году окончил Горьковское художественное училище. Пятнадцать лет преподавал рисунок и живопись в средней школе города Дзержинска. Живописец. Работает в области лирического и городского пейзажа. Член Союза художников России, участник многих городских, областных, зональных и республиканских выставок. Его работы хранятся в музеях России, частных коллекциях и за рубежом (в Германии, Финляндии, Швеции, Франции, Японии, Соединенных Штатах Америки, Израиле).

   Алексей Иванович Фролов - художник непростой, но счастливой творческой судьбы. Обладая талантом, завидной работоспособностью, он уже много лет остается одним из известных в Нижегородском крае пейзажистов, тонко чувствующим природу родного края, обладающим способностью передавать в своих картинах её музыку и поэзию. И он продолжает постоянно искать и открывать драгоценные живописные тайники природы, делающие его картины неожиданными, светлыми, жизнеутверждающими. Его работы всегда узнаваемы на коллективных выставках. Его творчество одновременно традиционно и удивительно самобытно.

 

На первый взгляд биография Алексея Фролова проста. Родился 28 октября 1929 года в Нижнем Новгороде. В 1952 году оканчивает Горьковское художественное училище. 15 лет преподавал в средней школе Дзержинска. В 1964 году первым среди дзержинских художников становится членом Союза художников СССР. С 1952 года он активно участвует в городских, областных, зональных и республиканских выставках. Его работы хранятся в музеях России, частных коллекциях и за рубежом ( в Германии, Финляндии, Швеции, Франции, Японии, США, Израиле).

Не сразу к нему пришло призвание тонкого лирика в пейзаже, умеющего пере-давать кистью не только красоту природы, но и наделять изображаемое такими человеческими качествами, как светлая грусть, наивность, доброта. Она приобретается в ходе мучительного сомнения, поиска, проб и ошибок. Кажется, Ньютон говорил: «Я велик потому, что стою на плечах гигантов». Много времени потребовалось Алексею Фролову чтобы найти своих «гигантов», чтобы обрести в живописи свой голос, свою палитру.Ещё в стенах художественного училища он пробовал разгадать секреты пейзажных картин Шишкина и Серова, Рылова и Пластова, Нестерова, Левитана, Саврасова, Васильева и десятков других отечественных и мировых мастеров кисти. Работоспособности молодому художнику было не занимать. Терпеливо изучал творчество предшественников, много писал на пленере.

Постепенно сумел преодолеть у себя некоторую сухость и графичность ранних работ. Стал писать свободнее, раскованнее. В 1959 году с горьковским художником Кимом Шиховым отправились на север России - в Онегу. Там и состоялось у Алексея Фролова первое знакомство с российской стариной.

Древняя Русь - деревянная Русь. Молодой художник с увлечением пишет бревенчатые дома, потемневшие от дождей и времени, задумчивые лесные озера, берега самой реки Онеги. Что-то пробудилось в душе, он почувствовал мелодичность северной природы, её притягательную тайну. Множество этюдов, написанных на Севере, послужили позднее материалом для картин «Северная деревня», «Лесное озеро», «Поселок сплавщиков» и других.

Достоверность и трогательная правдивость картин Фролова достигается его неустанной работой с этюдами, с натурой. «Пейзажи не менее сложны, чем любой другой жанр, - уверен Алексей Иванович, - особенно лирический пейзаж. В живой природе каждое мгновение неповторимо. Цвет, освещённость, состояние - все нужно успеть поймать и запечатлеть».

Единомышленниками и учителями с ранних лет он выбирает русских пейзажистов Поленова, Левитана, Саврасова, Васильева, у которых многое постиг и продолжает постигать. Алексей Фролов даже в зрелые годы, несмотря на известность и популярность, не собирается останавливаться в развитии и почивать на лаврах. До сих пор он постоянно бывает на этюдах, неизменный участник выставок разных уровней, он много встречается с художниками-коллегами, охотно выступает перед молодежной аудиторией с просветительскими беседами. До сих пор неугомонный характер - двигатель его творчества, лицо всей его жизни.

А в молодые годы он буквально исколесил всю страну. Объездил Север, побывал в Фергане, на Кубани, водным путем познакомился с Волгой, исходил и изъездил многие края Черноземья. И каждая такая поездка превращается у художника в творческую командировку откуда он привозит десятки этюдов и картин. Результатом путешествия по Средней Азии стали его работы «Базар в Фергане», «Поселок Шохофтар», «Горный Чаркисар» - все эти работы датированы 1955 годом. Побывав в 1977 году на творческой даче в Краснодарском крае, Алексей Иванович пишет опять же целую серию картин: «Горячий Ключ. Вечер» (1977), «Гора. Горячий Ключ» (1977), «Санаторий. Горячий Ключ» (1977), «Кубанский пейзаж» (1977), «Горный цветок» (1978).

И так везде, где бы ни побывал художник, он тщательно изучает природу сравнивая одно с другим, находит типичное, характерное для этих мест и оставляет новую находку в этюдах, картинах, зарисовках. Постепенно накапливается живописный багаж, который требует от автора осмысления и художественной оценки. В жизни художника завершается первый этап творчества.

Он по-прежнему любит пейзажи, он уже многое узнал и почувствовал немалые закономерности в развитии природы, в изменении её состояния, художник научился чувствовать, где и как окружающая среда сливается с человеческими переживаниями. Для него уже нет мертвой природы, а есть живая природа и живое творение человека-творца. Он стремится выйти за рамки камерной картины, для него уже красота природы эхом отзывается в душе человека. И рождается человек-творец.

В 60-е - 70-е годы века минувшего в художественном мире страны не очень приветствовалось изображение церквей. Больше того, официальная идеология не считала церковь исторической и культурной ценностью страны. Пейзажные работы, где изображался храм и вообще церковная тема, редко находили место на выставках. И художникам приходилось прибегать к различным уловкам, чтобы присутствующая на холсте, например, церковь выглядела как можно скромнее. Одни писали храмы с «обрезанными» крестами, другие лишь чуть-чуть где-то вдали обозначали строение, похожее на храм.

Алексей Иванович в этом отношении не признавал эзопова языка в пейзаже. Он не был истинно воцерковленным, и особенно набожным никогда не являлся, но как талантливый человек, как художник он с молодых лет убедился, в какой гармонии часто находились храм, творение рук человеческих, и окружающая природа. Это неразрывное единство творения Бога и творение человека не было случайным. Больше того, художник знал, что не каждая церковь на полотне художника «приживается» в пейзаже. Люди, строящие храмы, выбирали для строительства особые места. А что это за место, художник должен был разгадать сам.

И Алексей Фролов, чтобы постигнуть эту тайну гармонии, не жалея времени и сил изучает церковную культуру России. Он много читает, собирает дома целую библиотеку по церковной архитектуре. Но для художника важны не только книжные знания о предмете, важнее самому увидеть старинное богатство Отечества. О его путешествиях по историческим местам можно судить хотя бы по названиям работ, написанным в результате этих поездок: «Торжок» (1965), «Купола Ростова Великого» (1968), «Звонница Ростова Великого» (1968), «Город Гороховец» (1979), Н. Новгород. Благовещенский собор» (1987), «Муром» (1988), «Каргополь. Собор Рождества Христова» (1989), «Храм Василия Блаженного» (1995), «Поселок Фролищи» (1996), «В. Новгород. Софийский собор» (1999), «Кострома. Троицкий собор» (2003), «Троице-Сергиева лавра» (2004), «Соловецкий монастырь» (2004). И перечисленное - лишь малая часть работ, которые художник посвятил теме церковной архитектуры.

Разумеется, по известным причинам, далеко не все эти полотна побывали на выставках высокого ранга. Алексей Иванович просто писал их «в стол». Ибо он не мог кривить душой, не мог поступиться художественной правдой ради конъюнктуры. Он писал эти работы, потому что не имел права умолчать истины о красоте. О той истинной красоте, которая «спасёт мир». Он хранил эту подборку работ, и они дождались своего часа. Экспозиция работ под названием «Русь белокаменная» увидела свет только в 2004 году и приурочена она была к 75-летию автора.

По натуре Алексей Иванович человек общительный, любит шумную компанию, не чурается дружеского застолья, легко шутит, дружит со многими коллегами. Однако, отправляясь на этюды, предпочитает одиночество. Оставаясь один на один с природой, он чувствует её голос, свет, который струится из чащи леса, из лесных озер, он умеет слушать музыку полей, дубрав, перелесков.

Сидя за этюдником, он может вслух читать стихи Пушкина, Тютчева или Лермонтова, которые особенно созвучны с изображаемым в этюде. Он не копирует природу, он преломляет её в себе и через природу показывает зрителю свое душевное отношение к природе. Это и есть поэзия красок. Как у поэта - поэзия слов. Как у любимого им поэта Пушкина:

«Октябрь уж наступил –

уж роща отряхает

Последние листы

с нагих своих ветвей:

Дохнул осенний хлад –

дорога промерзает...»

Просыпаются у него в памяти строки, и живопись слова невольно переходит в поэзию цвета и света. Пушкинская муза рождает у художника настроение светлой грусти.Пушкинская тема в живописи Фролова - отдельная большая тема. Творчество поэта близко художнику. Он не раз наведывался в Болдино, Михайловское. И каждый раз, посещая эти места, стремился по-своему уловить и передать в цвете пушкинский настрой на ощущение природы. Так родился цикл его работ «На болдинской земле», состоящий из более чем четырех десятков холстов. А в 1999 году, в год пушкинского юбилея, была открыта выставка этих пейзажей, которая прошла с большим успехом.

Многие, кто видел работы Алексея Фролова, не могут не заметить важной особенности его живописи: после общения с его картинами у человека светлеет на душе. Что за свет зажигает художник в душах людских? «Через свои работы я стараюсь общаться с людьми, -говорит Алексей Иванович. - Я желаю всем добра и хочу, чтобы того же люди желали друг другу». Он уверен, что от человеческого внимания живописная работа оживает и живет своей жизнью.

  

Александр ВОЛКОВ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..