Стили и жанры
|
График Владимир Петрович Высоцкий (1911 - 1983)08.09.2013
Владимир Петрович Высоцкий родился 31.12.1910 ст. ст. (13.01.1911 н. ст.) в Санкт-Петербурге, вторым ребёнком в семье чиновника Департамента военно-морской отчётности Петра Ильича Высоцкого и Елены Александровны Высоцкой, урожденной Архангельской. Кроме Володи, было ещё двое детей: старший сын Борис (1905 - 1980), впоследствии научный работник, доктор геолого-минералогических наук, и дочь Наталья (1912 - 2006), в дальнейшем инженер-химик, специалист по производству цемента. Поздней осенью 1917 года Высоцкие вынуждены были покинуть революционный Петроград. Семья обосновалась в селе Фроловском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии, у дальних родственников. Пётр Ильич и Елена Александровна стали работать учителями в сельской школе, и таким образом пережили самые страшные и голодные годы гражданской войны. Золотые наградные часы Петра Ильича сменяли на корову, что позволило спасти жизнь и здоровье детей. Несмотря на все трудности того времени, В.П. всегда тепло и по-доброму вспоминал этот деревенский период своего детства: забавы и игры со сверстниками, поездки "в ночное", рыбалку, походы в лес за грибами и ягодами. В 1921 году семья переезжает в Москву, где Пётр Ильич был вновь принят на службу по специальности - начальником отдела в Военно-финансовом управлении РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). К этому же времени относятся первые детские рисунки В.П. В руки ребёнка попал роман Жюля Верна "Таинственный остров". В конце книги не хватало большого числа страниц, и Володя самостоятельно дописал и проиллюстрировал недостающий кусок романа - как оказалось впоследствии, довольно близко к оригиналу. Первые серьёзные уроки рисунка В.П. получил в маленькой частной "Студии им. Венеры Милосской", где некий очень старый художник обучал, используя в качестве натуры открытки с фоторепродукциями античной классики. После окончания средней школы-семилетки в 1926 году В.П. поступил на художественные курсы АХР (Ассоциации художников Революции), живописное отделение которых окончил в 1930 году. В 1932 году В.П. становится членом МОСХ СССР. С 1933 по 1935 год В.П. служил по призыву в штурмовой авиадивизии в должности младшего авиаспециалиста по электрооборудованию. С 1936 по 1940 годы В.П. - студент отделения повышения квалификации художников при Московском государственном художественном институте, каковое окончил по классу офорта. Среди его педагогов такие известные художники, как И.И. Машков и П.И. Львов, привившие ему самоотверженную преданность профессии и сильное чувство внутреннего достоинства художника. К 30-ым годам относятся первые, поначалу скромные, шаги в профессиональной карьере, общие для многих и многих художников того времени: выполнение политических плакатов к различным праздникам, написание лозунгов и транспарантов, преподавание в рабочих изостудиях. Перед самой войной В.П. начал сотрудничать с военным издательством Наркомата обороны в качестве художника-иллюстратора. В январе 1942 года В.П. призван в армию, в распоряжение ПУ РККА, и направлен на Северо-Кавказский фронт в качестве художника фронтовой газеты. Военная биография В.П. прошла в Крыму и на Северном Кавказе, где ему довелось стать свидетелем как горестных поражений, так и тяжко выстраданных и огромной кровью оплаченных побед нашей армии. На фронте В.П. обрёл тот дух трагического стоицизма, ноту которого чуткий зритель всегда уловит в его работах. В военные годы созданы такие заметные работы, как портрет снайпера Людмилы Павличенко, летчицы Натальи Меклин, воздушных асов Калараша, Фадеева, Маресьева, множество газетных рисунков, карикатур, политических плакатов. В это время выковалась способность работать споро, уверенно, без предварительных эскизов, остро схватывая характерное, оставаясь при этом в рамках добротного академического рисунка, избегая соблазна гротесковости и повышенной внешней экспрессии. В.П. награжден орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и рядом других. По окончании войны в чине капитана административной службы В.П. становится членом Студии военных художников им. М.Б. Грекова, в составе которой находится до 1949 года. В этот период произошла счастливая встреча В.П. с Центральным театром Советской армии, в здании которого находилась студия военных художников. В.П. много и увлеченно работал в театральном закулисье, создав огромную серию актерских портретов и тематических рисунков. Ему позировали Менглет и Зельдин, Топорков и Рунге, и многие другие актеры, составлявшие славу и гордость отечественной сцены. Работа в театре отточила умение выстраивать мизансцены, тонко и точно передавать психологическое состояние человека, убедительно изображать позу и жест. Эти навыки впоследствии блестяще проявились в период создания иллюстраций к лучшим произведениям отечественной и зарубежной приключенческой литературы. В 1949 году, после демобилизации, В.П. становится штатным художником журнала "Огонёк", самого массового советского иллюстрированного издания, где работает до 1960 года. В этот период много ездит, часто публикуется и как иллюстратор, и как автор станковых рисунков. Параллельно сотрудничает в журналах "Работница", "Советская женщина", "Советский Союз". Иллюстрирует книги в издательстве "Московский рабочий". С его рисунками выходят "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Таинственный остров" Ж. Верна, сборник рассказов Ал. Толстого и другие.К этому времени окончательно складываются стиль и безошибочно узнаваемая манера книжного штрихового рисунка В.П. Вообще перьевой рисунок считается труднейшим видом рисования ввиду крайней ограниченности средств (штрих и пятно) и их жёсткой конкретности и определенности, лишающих рисующего малейшей возможности вносить исправления и коррективы, возможные в других видах рисования. Перовой рисунок безжалостно "выдает" истинный уровень мастерства художника. Только абсолютное владение техникой, уверенность и твердость руки, способность четко предвидеть результат дают возможность успешной работы. В.П. в высшей степени обладал этими умениями и навыками, уверенно создавая малыми средствами рисунки, обладающие полным спектром пластических характеристик: пространством, объемом, материальностью, фактурой, "цветностью" чёрного, убедительной передачей освещенности, не говоря уже об острых, увлекательных композиционных решениях и психологических характеристиках персонажей. В 1960 году В.П. уходит из "Огонька" и до самой кончины, последовавшей в 1983 году, внештатно сотрудничает в издательстве "Детская литература", где создает свои самые известные работы: циклы иллюстраций к "Женщине в белом" и "Лунному камню" Уилки Коллинза, "Одиссее капитана Блада" Р. Саббатини, "Последним дням Помпей" Э. Бульвер-Литтона, "Марко Висконти" Т. Гросси, "Алым парусам" А. Грина, "Экипажу "Меконга"" Е. Войскунского и И. Лукодьянова и многие другие, на которых выросло не одно поколение мальчишек во времена, когда персональных компьютеров и интернета ещё не существовало, и книга была единственным окном в мир приключений, тайн, мужества и настоящей романтики. Работая над той или иной книгой, В.П. часто создавал какой-то материальный объект или модель, которые позволяли ему буквально "растворяться" в литературном пространстве произведения и таким образом придавать рисункам огромную внутреннюю убедительность. "Одиссея капитана Блада" сподвигла на создание нескольких моделей парусных кораблей XVII столетия. В период работы над "Последними днями Помпей" на стене висели заботливо выполненные из картона и дерева меч, щит и шлем римского гладиатора. Под потолком мастерской покачивалась модель маленького самолетика, на котором герои "Последнего дюйма" Дж. Олдриджа отправились в свою опасную экспедицию.Помимо основной иллюстративной работы В.П. продолжал трудиться и в станковой графике, создав много композиций в технике цветной и черно-белой литографии. К наиболее заметным станковым работам относится триптих по мотивам произведений Достоевского, портреты Хемингуэя и Сент-Экзюпери, ряд цветных листов, посвященных Севастополю, городу, к которому В.П. относился с особой нежностью и где часто и подолгу бывал.В.П. был человеком, очень преданным своему делу, очень требовательным к себе, всегда "по-офицерски" подтянутым, без малейшего налета "богемности" в облике и привычках. Человеком большого личного обаяния, доброжелательно заинтересованным и открытым ко всем, с кем приходилось общаться. Прошло много лет, как В.П. не стало, но по-прежнему переиздающиеся книги с его иллюстрациями говорят о том, что настоящее мастерство, искреннее и честное выражение мыслей и чувств всегда будут нужны и востребованы. Пётр и Лана Высоцкие (сын и внучка В.П. Высоцкого) |