Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Чем руководствоваться при покупке живописи? Надо ли верить профессионалам?

27.11.2013

Когда-то, очень давно, в 1970-е годы, на заре своей переводческой деятельности мне довелось работать с ведущими американскими психоаналитиками и ведущими психиатрами СССР. Существует очень много видов шизофрении. Меня поразило то, что все эти светила науки с кучей дипломов и научных трудов определяли вид шизофрении у больного, попросив его что-нибудь нарисовать. Узнав, что я сын художника, с большим удовольствием, явно им это было, как нынче выражаются, по приколу, принялись рассказывать мне каким видом шизофрении страдали Сезанн, Ван Гог, Эль Греко, Гойя и другие "великие" художники. Они же обратили моё внимание и на то, что у многих импрессионистов встречается портрет доктора Гаше, а сам Гаше с удовольствием покупал у них их "гениальные" работы из которых составил целую коллекцию. Так вот: доктор Гаше, оказывается, был психиатром! Он просто изучал своих пациентов!

 

Уже в 60 лет, будучи достаточно серьёзным, тщу себя надеждой, коллекционером живописи, я прочитал книгу Перрюшо "Поль Сезанн" из серии ЖЗЛ. И что же? Мне живо вспомнились уроки наших и иностранных докторов медицины! Как ни старается Перрюшо выгородить Сезанна, объявляя его великим, но скажите, разве будет человек, находящийся в своём уме, завидев немощную старуху, с трудом поднимающуюся по горной тропинке, бросать холст, этюдник и всё своё имущество и обращаться в паническое бегство с криками: "Эта старуха! Я её уже 2-й раз здесь вижу! Она идёт забрать мою душу!"? Или станет человек с нормальной психикой выбрасывать свою картину в окно чтобы она несколько месяцев висела там на дереве? Выводы делайте сами.

Кстати, Пикассо, например, шизофреником отнюдь не был. Он просто нагло издевался над публикой, эпатируя её так же, как нынче делает это Олег Кулик. На склоне жизни на одном из вернисажей на вопрос критика (по-нашему искусствоведа) об одной работе Пикассо "Что это такое?" (видимо, понять там что-нибудь было совершенно невозможно) мэтр, откровенно забавляясь, нагло, но искренне ответил: "Неужели вы не видите, месье? Это 500 тысяч франков!". Куда уж яснее!

 

В общем, на склоне лет, уже 20 лет занимаясь искусством, я понял истинность утверждений двух людей: дама, доктор наук, психоаналитик из Бостона (за давностью лет не помню её фамилию) сказала мне:"Алекс, великий художник - это такой художник, за которого платят великие деньги, к качеству его живописи это не имеет никакого отношения. Это чистый PR."

А московский художник Игорь Павлович Рубинский на поминках моего отца, достаточно широко известного художника Владимира Гремитских, почти через 20 лет после этого во всеуслышание, не будучи пьяным, заявил: "Искусствоведы - это такие люди, которые профессионально, именно ПРОФЕССИОНАЛЬНО, ничего не понимают в искусстве". Конечно же, он имел в виду не экспертов, то есть специалистов, могущих определить подлинность того или другого произведения искусства, а именно критиков, о которых Эльдар Рязанов сказал так: “Я давно понял, что самовыражение для критиков важнее сути. Если человек не знает столько, сколько я, не понимает того, что понимаю я, зачем мне его слушать?”

И правда, если искусствовед будет изрекать общепринятые постулаты, например о том, что Репин был великий художник, его никто и слушать не станет. Другое дело если заявить во всеуслышание что Древняя Греция и Рим ничего не дали европейской культуре. Знаете, кому принадлежит это высказывание? Знаменитому, некогда законодателю мод в искусстве, властителю умов конца XIX, начала ХХ века и всемирно известному критику Владимиру Васильевичу Стасову, почётному члену Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, похороненному аж в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры! Вот и верь после этого искусствоведам!

 

Поэтому при выборе произведения искусства вряд ли стоит руководствоваться «профессиональными» рекомендациями, профессионалы ведь могут иметь и свой марьяжный интерес при рекомендациях богатому клиенту. Не лучше ли руководствоваться собственным вкусом по принципу нравится – не нравится, как это делали такие знаменитые впоследствии собиратели как В.А. Кокорев, К.Т. Солдатенков, П.М. Третьяков? Кстати, тут не надо комплексовать, что я, мол, ничего не понимаю в живописи. А кто из них изначально разбирался в живописи? Кокорев? Солдатенков? Третьяков? Щукин? Морозов? Да никто! У кого из них было профессиональное искусствоведческое образование? Да ни у кого! Их вкус, впоследствии общепризнанный, формировался постепенно, путём посещения выставок и мастерских художников, просмотром большого количества картин. Они и стали-то общеизвестными именно потому, что ни на кого не оглядывались. Сергей Щукин и Михаил Морозов, наплевав на общественное мнение, по 500 франков скупали Ван Гога и Гогена, которых до этого и за пять-то франков продать не могли, сделав из них великих художников, и приобретя себе нетленную славу.

Так что делайте выводы, решайте сами. Чем Вы хуже других?

 

 

Александр Гремитских

  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..