Стили и жанры
|
Долгий путь русского реализма04.04.2015
Русская школа живописи подарила миру множество картин знаменитых художников реалистического направления. Начало развитию этого направления живописи в нашей стране было положено в XIX веке, и с тех пор русский реализм стал неотъемлемой частью национального и мирового культурного наследия. Несмотря на устойчивые ассоциации с художниками-передвижниками, русский реализм вовсе не ограничивается кратким периодом расцвета творчества Ивана Шишкина, Ильи Репина и их современников. Как и любой другой жанр изобразительного искусства, реализм неоднократно подвергался изменениям, в нём выделялись новые этапы и целые направления, например, критический реализм, магический реализм и т. д. Благодаря такому разнообразию сейчас мы имеем уникальную возможность познакомиться с творчеством многих современных воспитанников русской школы живописи, картины маслом которых на первый взгляд не имеют ничего общего, но всё-таки относятся к одному направлению. Затрагивая эту тему, нельзя обойти вниманием такой широкий пласт русского изобразительного искусства как социалистический реализм. Этот жанр подарил миру многих выдающихся авторов, таких как Аркадий Пластов, Владимир Гремитских, Клавдия Тутеволь, Валерий Ковинин, Григорий Гордон, Сергей Соловьёв, Борис Студенцов и многих других. Картины советских художников и до распада СССР ценились искусствоведами очень высоко, а после того как появилась возможность сравнивать их с работами зарубежных авторов, стало окончательно ясно, что соцреализм является неповторимым явлением в мировой живописи. Спектр тем, затрагиваемых авторами, был очень широк, но отдельно стоит выделить портреты. Советские художники оставили потомкам уникальную галерею колоритных персонажей, среди которых были и люди, являвшиеся примерами для подражания — «Ветеран шахтёрского труда», «Директор лесхоза Свеженцева В. П.» или «Герой соцтруда, депутат Верховного Совета СССР Яцков Сергей Егорович». Но были и те, кто не являлся знаковой фигурой, а просто жил, радовался и строил своё будущее — «Девушка в розовом платке», «Красноармеец» или «Сварщик». Среди такого разнообразия работ выбор уже непрост, но ведь это только портреты, которыми художники, разумеется, не ограничиваются. Воздушные и напоенные светом пейзажи, жанровая живопись с глубоким внутренним смыслом, очень чётко и точно прописанные натюрморты — это далеко не полный список того, чем русский реализм способен поразить и увлечь зрителя. Неудивительно, что картины многих авторов быстро попадают в российские и зарубежные частные коллекции.
Анна Николаевна Ковалёва |