Стили и жанры
|
Что такое галереи: памятка для начинающих21.04.2015
В поисках ямки для флажка, определяющего границы
Что такое галереи: памятка для начинающих
Нам с вами с самого начала должно быть совершенно ясно, что галереи существуют не для нас, а для себя. Сладкое слово «галерея» здесь и сейчас подразумевает слишком широкий круг самых непредсказуемых сфер деятельности, чтобы рассматривать его только как помещение с картинами на стенках, как бы некоторым, нам, например, этого ни хотелось.
Галерея может быть магазином. Например, галерея «Гермес». Сейчас там висят картины Айдарова, Пусовского, Белоконного. Они продаются. Других задач галерея перед собой не ставит. Но это ещё совершенно не значит, что в ближайшем будущем «Гермес» и ему подобные не станут музеями. «Купина» начиналась как букинистический магазин, а выросла в одно из самых крупных художественных объединений, включающее в себя несколько музеев, реставрационные мастерские и антикварные салоны.
Галерея может быть клубом по интересам. Некоторые московские галереи специализируются на определённом художественном направлении. «Дар» - это галерея наивного искусства, где выставляются только примитивисты. «L галерея» занимается только концептуальным искусством. А вот публику «ТВ галереи» можно определить так: люди, которые любят смотреть, как на экране некто бреет себе нечто.
Галерея может быть коллекционером по найму. «Ковчег» формирует коллекцию русской живописи 20—90-х годов для «Оргбанка». Периоды могут быть разными, банки тоже.
Галерея может быть местом для своих. Выставки в галерее «Велта» открыты целую неделю только потому, что не все друзья галерейщиков и художников успевают приехать на вернисаж.
Галерея может быть театром. «Якут галерее» и «Галерее Гельмана» так нравится слово «перформанс», что, по нашему мнению, выставки они открывают только затем, чтоб приурочить к ним театрализованные представления с невинными шутками и забавными танцами. Большинство галерей нашим благородным порывам попасть на выставку никак не препятствуют, пропускают — смотрите, но на случайного (массового) посетителя не ставят. К тому же, таких немного — узнать, какая выставка открывается по адресу: Новопесчаная площадь, 23/7, 8-й подъезд, последний этаж, могут только очень пытливые.
Да и сама галерея для неподготовленного человека — тёмный лес с бабой- ягой. После мучительных поисков нужного адреса (вывесок на галереях обычно не бывает) вы войдете внутрь и обнаружите помещение, полностью заваленное коробками и ящиками, в просветах между которыми и будут висеть желанные картины. Или на вопрос о том, где же здесь выставочный зал, вахтер даст ключ со словами: «Вон там, наверху, комната, откройте и смотрите».
На публике галерейщики акцентируют свое драгоценное внимание в том случае, когда им приходит в голову, что публика — это будущие клиенты, которые при должном старании галерейщиков будут покупать именно тех художников, которых они раскручивают.
Многие из выставок в принципе не рассчитаны на посетителя: они часто неинтересны с точки зрения искусства, несистематизиро ваны, случайны, художники неизвестны. «Выставки одного дня», как один из нас верно подметил.
Недавно открылась выставка, организованная очень уважаемыми организациями: «Айдан галереей», немецким центром им. Гете и компанией. Выставлялась одна картина, правда, большая и иностранного производства — «Россия» Кристы Дихганс. На вернисаже в «Балчуге» собралась вся (почти) просвещенная общественность. Ещё некоторое время огромная картина сомнительного качества провисит как элемент интерьера гостиничного фойе. Кто скажет, что это не культурное событие?
Но, заметьте, мы ни разу не сказали, что в галереи ходить не нужно.
Товарищ Ры и подруга
Газета "Неделя" 4 июня 1995 года
|