Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художник Александр Григорьевич Кузнецов

25.04.2015

Традиции классической русской пейзажной живописи в произведениях И. Шишкина, И.Левитана, К.Коровина, позднее Н. Крымова и И. Грабаря, продолжают свое развитие в новом поколении художников.

 

Красота родной земли, - ведущая тема живописных полотен Александра Григорьевича Кузнецова. Он овладевал приемами живописи под руководством академика Дмитрия Мочальского, который в свою очередь, обучался у знаменитых русских художников, классиков отечественного искусства Фаворского, Савинова, Мешкова, Петрова-Водкина.

 

Пейзажные этюды Кузнецова наполнены светом и радостью, они очень оптимистичны. Художник пишет природную среду во все сезоны года и в различных её состояниях, не отдавая предпочтению какому-то определенному мотиву.

 

Это и покрытый белоснежным снегом пейзаж зимней «Коломны» (2013. 100x70. х.м.), где лучи заходящего солнца ложатся розоватыми рефлексами на деревья, здания и сугробы, преображая их. Или сумрачный «Барыбинский пруд» (2012, 70х50 х.м.), в котором физически ощущается ветер и холодная неуютная погода. Радостным звон красок ощущается в картинах «Персиковый сад» (2011, 30Х40, х.м.) и «Осень» (2010. 50Х80 х.м.) - их сочная и яркая летняя живопись увлекает зрителя, а пышный натюрморт «Полевые цветы» (2010, 90Х70х.м.) привлекает изысканной осенней палитрой, построенной на сочетании бело-желтых и лилово-розовых оттенков.

 

Будучи доцентом кафедры живописи МГАХИ им. Сурикова Александр Кузнецов активно работает со студентами, своеобразным итогом этого послужила, прошедшая в октябре 2012 в МГАХИ им. В.И. Сурикова выставка этюдов, где было представлено более 80 работ, созданных во время пленэрных поездок со студентами в подмосковную Коломну. В этой серии этюдов, написанных во время недолгого путешествия, в полной мере раскрывается изысканная простота и выразительность манеры письма художника.

 

Несмотря на беглость и эскизность подобных работ, произведения Кузнецова достаточно точно передают особенности местности, показывая поэтические деревенские виды с церквушками, неровные дороги, холмы, покрытые травой, и цветущие сады. Благодаря мастерским светотеневым эффектам, художник передает многообразие оттенков растительности, что придает такое очарование его полотнам.

 

Работы Александра Кузнецова – выражая негромкую красоту русского пейзажа, напоминают как элегичные работы И. Левитана, так и быстрые и эскизные по манере исполнения произведения К. Коровина, что с детства знакомы и близки всем любителям классических произведений отечественного искусства.

 

Александр Григорьевич – чуткий и внимательный педагог, который наглядно показывает своим ученикам, насколько отличается работа в студии от работы на пленэре. Следуя наставлению Константина Коровина художникам: «пишите свет, он преображает» и желая уловить неповторимость звучания красок в небольшой промежуток времени, Кузнецов, подобно французским импрессионистам, часто создает картины с одним выбранным природным видом, наблюдая за ним как за живым существом, изменчивым, многоликим и бесконечно разнообразным. Это, запечатленное в его работе, вечное движение жизни природы в разное время, особенно летом и осенью, и в пышном цветении под лучами теплого ослепительного солнца, рождает пьянящее ощущение радости и безмятежного счастья.

 

Наблюдения за состояниями природы показывают художнику, что, к примеру, вертикальные стволы деревьев всегда кажутся темнее горизонтальных ветвей или поверхностей, ведь солнечный свет изменяет всё, и написанный в мастерской букет или натюрморт будет совсем иначе восприниматься на открытом лучам пространстве. Вообще согласно методике Кузнецова, пленэр должен начинаться с написания букета цветов, так как это позволяет перейти от академических красок к новым преображенным цветовым сочетаниям.

 

Караваджо говорил, что ему требовалось столько же мастерства, чтобы написать хорошую картину с цветами, как и для картины с фигурами.

 

А по словам Анри Перрюшо: «Если импрессионисты и обращались к натюрморту, то чаще всего писали цветы, воплощающие идею мимолетности, трепета жизненного мгновения перед неизбежным увяданием, в самих себе несущие дух неповторимости, невозвратности чуда бытия».

 

Быстрые этюдные зарисовки – способ понять и запечатлеть уходящий и неповторимый миг, но, одновременно, это особенный вид творчества, который способствует развитию пространственного мышления. Студенты Кузнецова, работая на пленэре и делая подобные наброски, обучаются укладывать пейзажный мотив в определенные композиционные рамки и впоследствии создавать детально проработанную картину.

 

Этот тщательный подход к обучению молодежи, творческая работа и непрерывное самосовершенствование художника, постоянно создающего великолепные гармоничные полотна, не остались без внимания и наград.

 

За свою деятельность Александр Григорьевич Кузнецов была заслуженно удостоен в 2011 году ордена «Служение искусству» II степени, а также отмечен почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации.

 

Текст Любовь Пуликова. 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ