Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Александр Александрович Поманский 1906-1967

15.05.2015

Художник и судьба

По-разному складываются судьбы художников. Одни получают громкое признание при жизни, удостаиваются различных почестей и наград, но творчество их нередко не выдерживает испытание временем. Другие же, наоборот, гонимые и униженные, не признанные официальным искусством и не понятые при жизни, спустя годы занимают своё достойное место в плеяде лучших художников своего времени.

К числу таких художников с трудной судьбой, относится Александр Александрович Поманский, персональная выставка которого состоялась в галерее “Нагорная”, и была приурочена к 90-летию со дня его рождения.

Малоизвестное широкому зрителю, творческое наследие художника в последние годы всё больше привлекает внимание специалистов: искусствоведов, музейных работников, коллекционеров, художников.

И этот интерес не случаен. Талантливый живописец, график, яркий представитель школы русского изобразительного искусства оставил потомкам много выдающихся произведений, ставших правдивой летописью уходящего столетия.

А.А. Поманский родился в Москве в 1906 году в семье крупного банковского служащего. Талант художника проявился уже в детстве, когда мальчик с большим усердием и старательностью рисовал и писал вполне узнаваемые портреты своих родных и близких.

Большое влияние на развитие художественных способностей ребёнка бесспорно оказала среда в семье Поманских, общая атмосфера любви, согласия и духовности в их доме.

В семье дети и взрослые свободно разговаривали на русском и на немецком языках. Часто в доме звучала русская музыка, а гостями дома становились артисты, музыканты, например, дирижёр Большого театра Н.С.Голованов, художники, в том числе дядя художника, известный в те годы живописец Н.Н. Поманский (1887-1935).

Одноко, этому счастью суждено было продлиться недолго. К сожалению, А.А. Поманский принадлежал к поколению опалённому не только революцией и Отечественной войной, но и драматической борьбой большевиков со своим народом за “построение светлого будущего”. И эти события во многом определили его судьбу, жизненный и творческий путь.

После революции, лишённого работы, а значит, и средств к существованию, отца художника арестовывают и отправляют в ссылку на каторжные работы. Александр, будучи старшим в семье берёт на себя обязанности содержать четырёх своих младших братьев и сестёр.

С этих пор нужда и постоянные поиски заработка становятся его роковой судьбой. Вместе с тем художник решает продолжить профессиональное образование.

Первым его учителем становится Владимир Всеволодович Всеволожский, известный московский художник и педагог, затем А.А. Поманский посещает художественную студию Михаила Варфоломеевича Леблана, живописца группы “Бубновый.валет”, а с 1920 по 1923 годы с большим интересом занимается у Станислава Юлиановича Жуковского, одного из представителей “Союза русских художников”. В 1924 году Александр становится учащимся частной школы Ильи Ивановича Машкова, яркого представителя группы “Бубновый валет”, преобразованной в 1926 году в центральные курсы АХР, которые он успешно заканчивает в 1929 году.

Педагоги Александра Александровича Поманского, представители почти всех ведущих творческих течений России тех лет, дали ему широкое профессиональное образование, глубокое понимание современной ему художественной мысли, прекрасные знания истории русского и мирового изобразительного искусства, подготовив тем самым его к самостоятельному творчеству, каждодневному и неустанному труду.

С 1926 года молодой художник активно включается в художественную жизнь Москвы, участвует в XI выставке АХР “Искусство в массы”, в тематических, отчётных, групповых и коллективных выставках ОМАХР и объединения “Всекохудожника”. В 1929 году А.А. Поманский вступает в члены Рабис, а в 1933 году становится членом Московского союза художников.

В 1920- 1930-е годы художник сотрудничает со многими издательствами и журналами: “Детгиз”, “Огиз”, “Молодая гвардия”, “Советский писатель", “Красная нива”, “Правда“, иллюстрирует книги, создаёт плакаты.

В эти годы большое место в жизни Александра Поманского занимает дружба с поэтом В.В. Маяковским. Творчество В.В. Маяковского, его неординарная личность чрезвычайно привлекали художника, написавшего с натуры, а в последствии по памяти, серию портретов революционного поэта и его сестры Л.В. Маяковской.

В 1938 году, по доносу, Александр Александрович Поманский был арестован и репрессирован, но вскоре, по воле случая, амнистирован.

В годы Великой Отечественной войны художник воевал на разных фронтах в составе войск противо-химической обороны. В 1943 году, будучи на лечении в Центральном военном госпитале в Лефортово, расписал большой плафон центрального зала и создал несколько панно.

На войне, в походном вещмешке художника всегда находилось место карандашам, кусочкам грифеля, угля, обрывкам бумаги и картона, и где только предоставлялась возможность отдыха, передышки, Александр Александрович Поманский принимался за любимое дело, писал портреты солдат и офицеров, мирных жителей освобождённых сёл и городов, пленных немцев, пейзажи опалённых войной, разрушенных и опустошённых домов и деревень. В 1945 году по заказу одного из штабов Западной группы войск художник создаёт картину “Переправа через Одер, в районе крепости Кюстрин”.

После войны Александр Александрович продолжает работу над портретами героев и рядовых участников событий военных лет. Однако, судьба готовила новое испытание для художника.В 1948 году живописец по заказу создаёт полотно “Ведут немцев", документально точное и образное, по собственным впечатлениям военных лет. Реалистическое изображение образа врага в виде усталых и испуганных немецких солдат, вызвало негативную реакцию у тогдашнего руководства творческого союза. В результате, А.А. Поманский был исключён из МОСХа, а картина сослана в отдалённый сельский клуб, где через некоторое время погибла. Лишь в 1951 году художник был восстановлен в членстве Союза.

В последний годы жизни А.А. Поманский много и плодотворно работал, часто ездил по стране: Калмыкия, Прибалтика, Крым,

Кавказ, написал серию портретов известных людей Калмыкии, портретную галерею детских образов. В этот период он особенно активно обращается к пейзажу и натюрморту.

К сожалению, судьба не была благосклонна к художнику. Прожив всю свою жизнь в искусстве и оставшись верным своему делу до конца, А.А. Поманский так и не дождался ни одной сколь-нибудь достойной выставки своего творчества при жизни. Такая выставка состоялась лишь спустя 5 лет после смерти художника в 1972 году, в Выставочном зале на улице Вавилова. Тогда же был впервые издан каталог произведений художника.

Выставка в галерее “Нагорная” - вторая долгожданная встреча любителей отечественного искусства с творческим наследием Александра Александровича Поманского. Новая выставка - это не только новая встреча произведений художника со своим зрителем, это и дань памяти талантливому, гордому и честному художнику, самобытному творцу в год, когда А.А. Поманскому исполнилось бы 90 лет.

В экспозиции представленно около 100 работ живописца, отражающих весь период его творчества, от начала 20-х и до середины 60-х годов нашего столетия. Замечательные тематические полотна, точно передающие стиль и ритмику эпохи: уличные сцены 20-х, серия “Пионерский лагерь” 30-х, фронтовые дороги 40-х, серия “Туристы” 50-х годов; соседствуют с великолепной галереей портретов, представляющей эпоху первой половины XX века типичными характерами и героями.

Считая себя прежде всего портретистом, художник на протяжении всей своей жизни писал и автопортреты. Известны его автопортрет 1926 года, автопортрет с кистью 20-х годов и представленный на выставке автопортрет 1937 года. Портреты и автопортреты А.А. Поманского отличает глубокая психологическая выразительность, постижение характера своих героев, их индивидуальности и блестящее живописное мастерство.

Художник прекрасно писал не только портреты и бытовые сцены. С успехом он работал и над пейзажами, и натюрмортами, также широко представленными на выставке. Его пейзажи, запечатлевшие уютные уголки старой Москвы, природу Подмосковья, дороги, поля и селения средней полосы России, красоты Кавказа, памятники старины Переславля-Залесского, спокойное очарование Прибалтики, лиричны и задушевны, просты и притягательны, наполнены воздухом, солнцем и теплом.

Не менее интересны и натюрморты художника. А.А. Поманский как подлинный мастер натюрморта, изображая цветы, фрукты, пойманную рыбу, предметы быта, окружающие человека и как бы перенимающие от него частицу духовного бытия, погружает их в особую световоздушную среду, позволяющую не только передать неповторимость каждой вещи или природного создания, но и ощутить их объём и притяжение, красоту и строгость. Может быть поэтому, натюрморты художника легки и самобытны, правдивы и точны, свежи и привлекательны.

Изучение творческого наследия А.А.Поманского только начинается. Хочется надеяться, что специалисты: искусствоведы, музейные работники проведут и напишут много статей и исследований о жизни и творчестве одного из ярких и талантливых живописцев XX века. Отрадно одно, что произведения художника, так не обласканного судьбой и вниманием властных структур при жизни, спустя десятилетия, уже после его смерти, вновь встречаются со своим зрителем. Выставка в галерее “Нагорная” тому подтверждение.

Работы А.А. Поманского приобретены и хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее B.В. Маяковского, Музее Малого театра в Москве, Государственном музеее искусств Каракалпакии им.И.В. Савицкого в Нукусе, Чувашской художественной галерее, Художественных музеях Севастополя и Архангельска, Музее С.А. Есенина в Константинове и других известных музейных учреждениях бывшего Советского Союза.

Л.И.Громова, кандидат искусствоведения.

Д.Н.Кузнецов. 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ