Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Исторический анализ живописи советского периода

12.09.2015

Всё, написанное за период с 1917 по 1991 год, относится к  советской эпохе изобразительного искусства. Причем, была, как неофициальная, так и официальная живопись советского периода, последняя контролировалась государством для определенных целей. Художники работали в рамках идеологических идей, от них требовалось, чтобы изображения были понятными для народа, отражали чувства гражданина СССР. В них должен был быть призыв и мотивация к строительству светлого будущего - коммунизма. Чиновники контролировали их, требуя, чтобы в картинах были только три составляющих: конкретность, идейность и народность. Ярким примером является пейзаж «В голубом просторе» художника Аркадия Рылова, где изображено свободное общество в образах-символах, устремившееся к голубым просторам.

 

Эволюция советского изобразительного искусства.

 

Двадцатые годы характерны возрождением традиций передвижников в советской живописи. Ведь революция вначале была положительно воспринята русской интеллигенцией. Картины художников тех лет несут в себе следы влияние авангардизма, спровоцированное сложной политической ситуацией в стране Советов и тягой художников к экспериментам по выявлению новых возможностей в искусстве. Мастера кисти по-новому отражали предметность, отрабатывали революционную тематику и тему гражданской войны. Тридцатые годы знаменуют эпоху соцреализма – мощного инструмента пропаганды. Опираясь на реалистические основы изобразительного искусства 2-й половины 19 века и начала 20 века, художники писали в стиле социалистического реализма. Пятидесятые годы наблюдался подъем соцреализма на фоне развенчания культа личности Сталина. Работы именно этих годов пользуются спросом среди коллекционеров, благодаря их честности и открытости сюжета. Девяностые годы проходят в отдельной категории соц-арт, где демонстрируются свободные стили, сарказм, гротекс, пространственная композиция, острая подмена понятий.

 

Витебск явился местом сбора художников революционеров для обучения молодых художников. Таким образом, благодаря кличу, брошенному организатором этого центра Марком Шагалом, в этом городке собрались представители разных течений Ермолаев В.В., Лисицкий Л.М. и Казимир Малевич. Последний основал супрематизм, в корне которого лежало особое представление о плоскости и об объеме, движении и покое. Визитной карточкой Малевича был его вечно таинственный «Черный квадрат». Малевич создал новое объедение художников, убежденных, что революция состоялась, чтобы разрушить старый свет и отстроить новый, что относилось и к искусству. Таким образом, появились безликие комбинации из геометрических фигур. Появились такие понятия, как художественное конструирование и промышленная графика. Все эти идеи начали преподавать в новоявленном художественно-практическом институте Витебска. Но в 1922 году после выпуска 10 художников почти все ученики и в том числе Малевич и Ермолаев перебрались в Петроград.

 

Партия требовала от молодых художников демонстрации в рисунках быта с пафосом динамизма, прославления правительства страны. Не согласных с этими требованиями критиковали партийные деятели и Союз художников, утвержденный в 1938 году.

 

Художники работали и во время Великой Отечественной Войны, писали живопись маслом в тяжелейшей обстановке. В 1944 году состоялась выставка в Третьяковской галерее, где принимали участие более 30 мастеров живописи, графиков и скульпторов.

 

Яркие представители советской живописи.

 

В 1956 году появилась на свет огромная картина Евгения Тихоновича и Исаака Давидовича «Слава великому Сталину» с явными чертами парадности и официальности. Через год Михаил Савицкий написал полотно «Партизанская мадонна». Сюжет картины символизировал образ республики-партизанки и белорусскую женщину. Позже пошли картины с трудовой сюжетной линией: «Урожай» (1966г), «Хлеб нового урожая» (1979г). Народный художник Михаил Савицкий оставил много «правильных» работ сточки зрения правительства, за что был удостоен государственной премии СССР.

 

Вывод. Картины советского периода отличается высоким гуманизмом, демократизмом и подлинной народностью и все это несмотря на диктат правительства и всяческое подавление прогрессивной идеи в искусстве.

 

Рустем Массаров 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ