Стили и жанры
|
Советский импрессионизм с французским ароматом23.09.2015
Импрессионизм появился во Франции во второй половине 19 века. Всё пошло от пейзажа Клода Моне "Впечатление. Восход солнца", где слово «впечатление» звучало, как «impression» на французском языке. Эту картину впервые показали на выставке импрессионистов в 1874 году. Через 6 лет в этом направление начали работать и мастера академического искусства.
Свою цель импрессионисты тех лет отмечали в точном (насколько это возможно) изображении на холсте цветовой гаммы и контуров объектов, насыщенности, настроения и эмоциональной тональности. Картины художников с пейзажами писались только на природе, таким образом, пленэр определял специфику живописи импрессионистов. Отсюда и чистота цвета, случайность композиции, как будто художник подглядел изображение в реальной жизни, а не выстроил его по стандартным канонам. Появился городской пейзаж, что явилось несколько непривычно для классиков. Они упрекали Клода Моне в том, что он слишком много внимания уделяет освещению, именно в определённый момент времени. Моне на пленэр брал с собой целый мешок чистых холстов, ибо не мог работать после изменения освещённости, в этом случае он начинал новый холст. А в ненастную облачную погоду он вообще не работал. Художники практиковали формирование нужного оттенка количественным показателем, то есть по площади одного цвета по отношению к площади другого цвета. Таким образом, чистые цвета формировались в оттенки только при рассматривании картины с некоторого расстояния. В итоге успех работы зависел от интуиции художника. Если бы он периодически отходил от картины и подходил к ней, то это отняло бы много времени и сил у него. Художники-импрессионисты выработали свои принципы работы, для них не является самоцелью перспективное построение композиции, цветовая тональность передает глубину, даль тает. Свет решает всё, он везде, проникает в объекты, ткань… тени образуют лишь дополнительные тона, причем на холсте вы никогда не увидите полностью чёрную тень. Для советского импрессионизма характерно его проявление в условиях ускоренного формирования, в итоге получился гармоничный стиль. Наш импрессионизм отличается большей нагруженностью по смыслу, но меньшим динамизмом. Некоторые противопоставляют реализм импрессионизму, что является ошибкой, ведь у них единые родственные связи не генетическом уровне - общий метод натурного видения.
Французы показывали своё впечатление от созерцаемого ими окружающего мира, а советские мастера добавили к этому ещё и демонстрацию внутреннего состояния объекта. Это провоцировало, как можно скорейшее завершение работы, ведь прерывание работы было чревато потерей того самого внутреннего состояния объекта, присущего именно на момент написания картины. Хотя Константин Коровин не относится к советскому импрессионизму, но к русскому имеет полное отношение. Так вот, он смог написать портрет Шаляпина всего за два часа, причём в полный рост! До этого момента считалось невозможным, создать подобную работу. Коровин смог сохранить французские черты и в написании зимних пейзажей, ведь во Франции зима совсем иная. Это содействовало признанию французскими импрессионистами картины русских художников. А один из наших «экспертов» в области изобразительного искусства, строя из себя знатока французского импрессионизма, подметил, что Коровину надо было позаконченней написать свой этюд. На, что автор ответил: «Я старался, но, если «закончить» этюд, он просто замирает». Именно такая манера писания картин представляет К. Коровина, как яркого представителя русского импрессионизма с преемственными французскими чертами.
Рустем Массаров |