Стили и жанры
|
Московский художник Григорий Гордон06.10.2015
Григорий Меерович Гордон родился в 1909 году в городе Ковно (ныне Каунас). После окончания в 1929 году Витебского художественного техникума продолжил обучение у А.А. Дейнеки и С.В. Герасимова в Московском полиграфическом институте. В качестве дипломной работы он выбрал плакаты, посвящённые челюскинцам. После учёбы возглавил партийную организацию живописной секции в Московском Союзе художников, которых в организации насчитывалось всего девять. Организация была основана летом 1932 года когда в Советском Союзе проводились мероприятия по устранению независимых творческих обществ с целью формирования органа управления централизованного характера. Таким образом, организация поглотила мелкие ассоциации, группировки и общества художников. После многочисленных преобразований эта организация получила название Московский союз художников (МСХ) и на данный момент состоит в коллективном членстве в Международной конфедерации Союзов художников. Союз объединяет около 6 000 мастеров разных творческих жанров и направлений. Во время Великой Отечественной Войны Григорий Меерович Гордон служил в Главном политическом управлении 3-го Украинского фронта в чине капитана и был удостоен нескольких наград. С 1944 года был членом Коммунистической партии Советского Союза. Шагая по дорогам войны от Волги до Вены, Гордон продолжал рисовать, отражая нелёгкую жизнь простого солдата. Он делал зарисовки простым карандашом на бумаге, которую ему удавалось раздобыть в фронтовых условиях. К примеру, набросок «Партизанка Мирка Перч. Белград» 1944 год, где изображена молодая девушка-солдатка с грустными глазами и усталым лицом. Художник сумел передать переживание женщины без красок, в монохромной гамме. Вообще-то у него было много работ карандашом, в том числе и обнажённых моделей, которые были созданы в 1950-е годы. До войны ему удалось побывать в Бердянске и написать серию картин «Рыбаки Азова». В Донбассе он создал портрет уважаемого в народе сталевара Коробова. Есть портреты, на которых изображены именитые личности, как Яцков Сергей Егорович герой социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР. Это прекрасный пример заказного портрета в духе соцреализма. Также есть портрет В. М. Шулкова члена-корреспондента Академии наук СССР. Есть и женские портреты, отличающиеся своей фотографической точностью и выразительными позами, которые обычно используют фотографы в своей работе. Интересно рассматривать эскиз к тематической картине «Полководцы Гражданской войны», это групповой портрет, где только угадываются знаменитые личности. Скорее всего, заказным был и индустриальный пейзаж «Строительство Цимлянской ГЭС». Портрет тренера по баскетболу Берлизовой Лидии Ивановны не может скрыть за статичностью позы обаятельное женское очарование и внутреннюю энергию молодой девушки. Из его послевоенных работ можно выделить групповой портрет композиторов, где запечатлены Т. Хренников, Д. Шостакович, А. Хачатурян, и Д. Кобалевский, датируемый 1972-75 годами, живопись маслом «Берёзки», написанная в Подмосковье и работа «Поэты революционных лет» - 1964 год. Картины художника не усложнены символическим подтекстом, в них отражается своеобразие души людской, индивидуальность облика человека. Его тематические работы отличаются художественной правдивостью. Во всех своих работах художник талантливо показывает характер человека, точно обрисовывая положение тела, а именно то, как лежат руки, выражение лица и другие характерные черты позирующих ему людей. Г. М. Гордон ушёл из жизни в 1995 году, оставив свои картины не только в музеях Нижнего Новгорода и Москвы, но и в частных собраниях у нас в стране, Англии, Испании и Америке.
Рустем Массаров |