Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Воронежский художник Григорий Гончаров

17.10.2015

Григорий Андреевич Гончаров родился зимой в 1913 году в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии, ушёл из жизни в 2001 году г. Воронеж. Сын сапожника, который не пошёл по стопам отца, хотя отец хотел именно этого и заставлял его делать сапожные гвозди из дерева, дратву насучить или латать обувь.

Первым наставником его был местный художник А. Ф. Волков, который не дал погаснуть надежде молодого художника писать картины. Бывало, придёт мальчик из кино и сразу же начинает зарисовывать по памяти понравившихся актёров, настолько сильно было желание рисовать. В 1930 году он смог поступить в Россошанский педагогический техникум, после 2 лет учёбы Григорий пытается поступить в училище живописи в Киеве, но его туда не принимают, потому что в строке «социальное положение» в его заявлении было указано, что он родом из ремесленников. Ему даже не помогает рекомендательное письмо директора техникума о том, что выпускник имеет талант художника. Возмущённый этим, он добирается до Москвы, надеясь поступить в художественное училище, но время уже было упущено – приёмные комиссия закончила работу. Тогда он добивается встречи с самой Н. К. Крупской, рассказывает ей о случившемся, но и она не может помочь Гончарову, лишь советует приехать через год и подать повторно заявление.

Григорий Гончаров возвращается на родину и ему удаётся устроиться художником-гравёром в одну из местных газет «Заря коммуны». Но работает он там недолго, в 1935 году его призывают служить в армию в Воронеж. Служба прошла писарем-чертёжником, а после службы он там и остался оформителем.

Когда началась война, он попадает в Узбекистан,  в пехотное училище. Галерея картин в Фергане показала и его работы, это было сразу после войны в 1945 году, среди них была картина «Танковая атака», написанная в 1940 году, поражающая своей масштабностью. После войны Гончаров возвращается в Воронеж и устраивается оформителем при доме художников города. Город был весь в руинах, и первое время пришлось жить в сыром подвале. Работая, он успевает посещать изостудию художника Бучкури,  ученика И.Е. Репина, и заочно закончить 3-х годичные курсы в Центральном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской в Москве, получая консультации у Е.А. Кацмана и И.Э. Грабаря.

В 1950 году Григория Андреевича принимают в Союз художников, скорее всего на это повлиял успех работы «Докучаев в каменной степи», написанная им, когда он почувствовал, что пора выходить в свет и показать себя. После этого знаменательного события он начинает трудиться в своей мастерской по историко-краеведческим темам – подвиги в Великой Отечественной Войне, быт и труд колхозников, портреты музыкантов,  поэтов. Стоит отметить картину «А.В. Кольцов в донских степях», которая была создана под впечатлением поэзии Кольцова.  Поэт изображён стоящим в задумчивой позе у чумацкой телеги. На траве расположились мужики, готовящиеся к простому ужину. Художник удачно подобрал цвета: так рубашка поэта приковывает внимание зрителя к картине и если продолжать рассматривать её, то можно ощутить прелесть угасающего осеннего вечера. Конечно, среди работ Гончарова есть и картины с пейзажами природы, но в основном преобладает жанр производственного и бытового направления.

В 80-е годы Григорий Андреевич Гончаров  активно участвует на выставках и удостаивается звания Почётного гражданина города Россошь, где хранттся более 50 его картин. В Европе в частных коллекциях в общей сложности находятся около полусотни его работ, например во Франции их 25 единиц.  Рисунки художника можно встретить и на многочисленных открытках, которые были так популярны в СССР, в то время люди ещё посылали друг другу поздравительные открытки по почте.

 

 

 

Рустем Массаров 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ