Стили и жанры
|
Гавриил Никитич Горелов25.10.2015
Гавриил Никитич Горелов появился на свет весной 1880 года в селе Покровское Московской губернии, ушёл из жизни в 1966 году. С восьми лет брал уроки рисования у мастера иконописца, тогда таких мастеров называли богомазами. В 1903 году он окончил художественное училище в Пензе и по ходатайству самого заведующего, без вступительных экзаменов, был зачислен в Высшее художественное училище в Петербурге. Восемь лет Гавриил Никитич учился у И.Е. Репина и других именитых мастеров. Ещё во время обучения он получил премию за свою работу «Степан Разин на пути в Москву», что положительно повлияло на решение о поездке за рубеж. К окончанию обучения его удостоили звания художника и дали пенсионерскую премию для поездки в Европу, где, в Италии, он написал полотно «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа». Но через 2 года художник был вынужден вернуться на родину из-за войны, по приезде он начал преподавательскую работу в ХХУ, а потом в МГАХУ памяти 1905 года. За границей он успел написать 12 картин по договорённости с Кнебелем, известным издателем того времени, на родине продолжил работать по контракту. Но прошло всего несколько лет и у нас начались глобальные исторические перемены, а именно Октябрьская Социалистическая Революция. Для него это было только на руку, в этот период он сумел использовать прекрасную возможность показать свой талант рисовать на революционную тематику и в итоге появляются такие полотна, как «Революция в деревне» и другие работы подобной тематики. В 1919 году был организован конкурс, посвящённый революции, на котором Горелов выставил три свои работы, за 2 он получил денежную премию, третью картину купила галерея Революции Петрограда.
Гавриил Никитич с 1921 года по 1924 год обучал искусству рисования детей Волоколамского детдома. Потом переехал в столицу и также трудился преподавателем в одном учебном заведении города, одновременно подрабатывая в музее Революции. В итоге галерея картин музея Революции обогатилась тремя работами на «Пугачёвскую» тематику: «Расправа с пугачёвцами», «Казнь Пугачёва» и «Пугачёв творит суд в Казани». Гавриил Никитич мастер батальных сцен, у него хорошо получались сложные многофигурные произведения на историческую тематику, портреты именитых личностей советской эпохи. Особенно интересна работа «Сталин и три богатыря», где народный вождь изображён в рост, а за ним была картина «Богатыри». В 1939 году он заведовал изостудией имени Н. К. Крупской. Потом началась война, и Горелов, писал картины будучи на полях сражений, оставляя потомкам на память батальные сцены ВОВ. После Победы он работал над портретами заслуженных рабочих, которые отличились своими трудовыми подвигами. В 60-е годы его картины искусствоведы критиковали, мотивируя тем, что он изображал народ безликим скоплением. В 90-х издание «Weekend» показало Гавриил Никитича, как «передвижника старой выучки». Но, как бы не «тявкали» умники, которым лишь бы кого-нибудь высмеять или покритиковать картины художников, Горелов мастер своего дела, посмотрите на его работы, для этого же нужен талант, дар художника, чтобы так нарисовать. В 2010 году в газете «Ведомости» промелькнула статейка, где Горелова причислили к приверженцам соцреализма. Пройдут годы и другие критики вынесут своё мнение по поводу его картин, но одно останется неизменным – это его работы, на которые будут смотреть ценители искусства в музеях и на вставках. Дети Горелова также пошли по стопам отца, и может быть, когда-нибудь будут известны их имена - Галина Горелова, Ростислав Горелов и Юрий Горелов.
Рустем Массаров |