Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Ташкентский художник Валерий Михайлович Ковинин

30.10.2015

Валерий Михайлович Ковинин появился на свет летним утром 1930 года в Якутске, ушёл из жизни в Ташкентев 1989 году. Отец его работал директором в Якутском краеведческо-художественном музее. В 22 года Валерий окончил местное театрально-художественное училище и поступил в ХХИ в Харькове, где проучился шесть лет. Наставниками Валерия Михайловича были М. А. Шапошников, ректор института, и Е. П. Егоров -  его ассистент. После получения диплома по окончании института его приняли в Союз художников УССР. Через некоторое время он переехал на проживание в Ташкент, где давал уроки по дисциплинам рисунок и живопись в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского. За свои заслуги он получил звание доцента кафедры рисунка в конце 1970 года.

Его живопись маслом, картины можно встретить в галереях не только города Якутска, но и других городов бывшего СССР. В Ташкентском государственном музее искусств Узбекистана под  его творчество выделен целый зал. Кроме того, его картины находятся у частных коллекционеров в некоторых странах Европы. В Москве его картины находятся в частных собраниях известного коллекционера Александра Гремитских и основателя компании «Майский чай» Игоря Литвиненко.

На судьбу Валерия Ковинина повлиял его отец, точнее то, что он работал в музее. Скорее всего, именно это придало Валерию Михайловичу любовь к изобразительному искусству. К примеру, картина «Колхозное собрание», написанная им в молодые годы, когда ему было около 30 лет, доказывает наличие уже тогда его высокого уровня живописного мастерства. Особенностью этой картины является необычное и удачное сочетание цветов, а именно традиционного красного цвета пролетариата и оттенками национальной одежды местных жителей узбеков. В итоге образовалась даже не политическая направленность картины, а такой простой сюжет с национальным самобытным колоритом.

Следующая его картина, созданная на несколько позже, в 1968 году, -  «Первая борозда» вообще-то, относится к соцреализму, но в ней угадывается живописная манера с «передвижническими» отголосками. Сюжет картины построен на одном объекте – крестьянин, идущий за плугом, который тащат быки. Здесь художник сумел показать бесконечность поля, размашистыми мазками.

Вот что написал Хавьер Авриль про эту картину: «Свобода разлита между землёй и небесами. Человек и история, и часть природы, который вынужден трудиться, чтобы питаться. Но в глубине земли, нет солнечных лучей, среди перемешавшихся могил того, что было человеком: бедность, труд, усталость и одиночество. Минуют войны, оставляя после себя разорённые поля...».

Ещё более поздняя работа художника «Горный пейзаж», созданная в 1971 году в Узбекистане, является ярким примером импрессионистической живописи, она наполнена ярким солнечным светом, разливающимся в чудесном летнем дне. Валерий Ковинин «слепил» формы гор, позёма, деревьев и камней так, как будто они были тщательно подготовлены перед этим в эскизе. Но ведь всем известно, что импрессионисты так не работают – они предварительно не подготавливают картину. В картине есть всё для настоящего летнего пейзажа, то есть все летние цвета. А девушка в красном национальном одеянии гармонично дополняет целостность композиции. К тому же она придаёт пейзажу романтический характер. Представьте пейзаж без неё, и вы тут же поймёте, что она там просто необходима, потому что картина сразу же тускнеет. В арсенале художника имеется и живопись акварелью.  В качестве примера можно привести портреты двух узбечек,  это «Гюльнара» и «Узбечка», выполненные в 1968 году. Ковинин сумел несколькими простыми мазками создать вполне завершённый образ. Стоит отметить, что особеннохорошо получились лица девушек.

 

 

 

Рустем Массаров 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ