Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский живописец Леонид Васильевич Марков

17.11.2015

Весной 1926 года в Харькове, в семье экономистов, родился художник Л. В. Марков. Когда мальчику было 12 лет, семья перебралась в Полтаву, где его отдали на платное обучение в художественную студию. Война рано забрала у мальчика родителей. В 1942 году под Ленинградом погиб отец, а в 1943 году – скончалась его матушка, которая не выдержала тяжёлой жизни в оккупации в Волчанске, куда их вернули фашисты после неудачного побега. Они вынуждены были жить в подвалах города, где свирепствовал голод и тиф. После смерти матери Леонида и Аллу (сестрёнка Леонида) приютила их тётка, человек поразительной судьбы – она обучалась во Франции и целую жизнь отработала в туберкулёзном диспансере.

После войны Леонид Васильевич вместе с сестрой Аллой приехал в столицу для продолжения учёбы. Остановились у дяди, который был большим чиновником от здравоохранения. Но Леонид отказался от финансовой поддержки дяди и устроился на обувную фабрику, где после непродолжительной работы ему предложили стать начальником цеха, но он отказался, ведь тогда у него не было бы времени продолжить прерванное обучение художественному ремеслу. В итоге он поступает сразу же на первый курс, без подготовительных занятий, в изостудию ВЦСПС, которую закончил в 1948 году. Тогда директором студии был К. Ф. Юон, многие поклонники изобразительного искусства знают, какой знаменитой личностью был этот человек. Среди других преподавателей изостудии, особо стоит отметить академика Б. П. Короткова, сыгравшего решающую роль в судьбе молодого мастера – в 1951 году он дал ему рекомендацию для вступления в Московское товарищество художников. Не остались в стороне и другие преподаватели, так в 1956 году К. Г. Дорохов и П. П. Соколов-Скаля предоставили Леониду Маркову отличные рекомендации для зачисления в МОСХ.

Свою активную выставочную деятельность Леонид Ваильевич Марков начал в 28 лет с Молодёжной выставки, прошедшей в Москве, на которой он представил работу «Оттепель». Комиссия единодушно признала его картину продолжением традиций русской реалистической школы. Сам академик В. П. Ефанов отметил, что с подобным произведением можно хоть где выставляться, даже не будучи членом Союза художников. Эта выставка была первой в рядупоследующих многочисленных выставок разного уровня, в том числе и заграницей.

Живопись маслом (пейзажи) Л.В.  Маркова выделяется камерной лирической благозвучностью и многообразием сюжетов. На небольшой повседневный деревенский «Пейзаж с лошадкой» хочется смотреть довольно-таки продолжительное время, рассматривая лошадь, жующую солому, играющих детей и ворон, разгуливающих по снегу.

Как Л. В. Марков сумел сохранить желание творить прекрасное? Ведь он прожил нелёгкую жизнь, на его долю выпало послевоенное сиротство и забота о сестре. Человек с редкими качествами художника и просто в человеческом отношении к другим людям, что вместе со стремлением к образованию притягивало к нему коллег. Сам он может многое рассказать про них, но из-за своей скромности почти ничего не рассказывает о себе, оправдываясь тем, что это лишнее. Одному из журналистов он так и сказал: «Пожалуйста, сочините статью обо мне как можно проще и меньше. Для чего выделяться-то так, зачем это?»

Удивительный человек, способный, осенью по памяти воссоздать тёплую вешнюю лужайку! Причём с точным воссозданием солнечных бликов, распускающихся листочков и других весенних примет. Другим примером является холст «Голубая весна», на которой в талой воде между деревьями отражается голубое небо, отсюда и название картины. Картина отличается великолепной передачей насыщенного лёгким светом пространства второго плана. Леонид Васильевич  имеет дарованье наносить нужную краску именно на своё место, в этом и кроется секрет его успеха в создании изумительных полотен.

 

 

 

 

Рустем Массаров  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ