Стили и жанры
|
ямъ Антонов Фёдор Васильевич
![]() ямъ Антонов Фёдор Васильевич
Антонов Фёдор Васильевич (1904–1994)
Член ОМАХРР (Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России). Один из представителей Общества станковистов (ОСТ). Народный художник РСФСР (1975).
Учился в Тамбовском реальном училище (с 1914). С 1922-го в московском ВХУТЕМАСе (позднее во ВХУТЕИНе). Занимался на факультете живописи, затем на текстильном факультете у С.В. Герасимова и Д.А. Щербиновского. «Посещал с удовольствием выступления Маяковского, встречался с Есениным, бывал у Гиляровского, знал Нестерова, Куприна, Петрова-Водкина, Кончаловского, работал с Мейерхольдом, дружил с Дейнекой», — вспоминал сам художник. Уже в 1927-м, за два года до окончании ВХУТЕИНа, Антонов получает Гран-при на Международном конкурсе текстильщиков в Италии за эскизы галстучной ткани. В том же году вступает в ОСТ, а в 1932-м — в Московский Союз художников. Тогда же произведения Антонова впервые попадают в собрания Русского музея («Новый быт») и Третьяковской галереи («Портрет в красном», «Любовь»). Жил и работал в Москве. Активный участник выставок с 1928 года. Член «Общества станковистов» (1927–1932), в выставках объединения участия не принимал; после распада ОСТ вошел в «Изобригаду» (1932). Экспонировал свои работы на выставках: «Бытовой советский текстиль» (1928), «Искусство в массы» (1929), отчётных выставках работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932), монументально-живописных панно (1932) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде, Москве (1932–1934), выставках советского искусства в Японии, Швеции, Дании, Болгарии, Германии. В Москве прошли три персональные выставки художника (1934, 1954, 1964). Излюбленными темами творчества Фёдора Антонова стали жизнь и быт советской молодежи, индустриальный подъём развивающегося советского государства: «Чаква» (1929) (находится в ГТГ), «Дети. Грознефть» (1931), «Выходной день» (1931), «Самолёт» (1932), «Колхозные ясли» (1934), «Отдых колхозной молодежи» (1935), «Теннисистка» (1935), «Свадьба в рабочей семье» (1937), «Признание», (1945), «Лыжники» (1947). В годы Великой Отечественной войны художник создал портреты героев Советского Союза И. Шумилова, И. Заболотного, У. Громовой, живописную картину о военных лётчиках – «Три ивана» (1942). В это время неотъемлемой частью художественной жизни стала агитация и пропаганда. Не будучи плакатистом, Фёдор Антонов активно включился в этот процесс, и создал плакаты отличающиеся простотой и непосредственностью изобразительных средств. Эти листы, скорее, близки станковым картинам, с той лишь разницей, что внизу изображения присутствовал яркий лозунг-призыв («Сын мой! Ты видишь долю мою… . Громи фашистов в святом бою!» 1942, «Я хочу жить!» 1943, «Слава советским матерям!» 1944, «Спасибо Красной Армии – освободительнице!» 1945). Участвовал в выпуске трафаретных «Окон ТАСС» ( «Будьте все настороже!» №736, «Маша и Наташа» №745, «Боевой наказ отца» №824 и другие). Ф. В. Антонов занимался педагогической деятельностью и преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в Московском текстильном институте.
Работы Фёдора Васильевича Антонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Государственного музея обороны Москвы, Луганского областного художественного музея, Екатеринбургской картинной галереи, многочисленных частных коллекциях.
|