Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Антонов Фёдор Васильевич

Антонов Фёдор Васильевич
Антонов Фёдор Васильевич

Антонов Фёдор Васильевич (1904–1994)

 

Член ОМАХРР (Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России). Один из представителей Общества станковистов (ОСТ). Народный художник РСФСР (1975).

 

Учился в Тамбовском реальном училище (с 1914). С 1922-го в московском ВХУТЕМАСе (позднее во ВХУТЕИНе). Занимался на факультете живописи, затем на текстильном факультете у С.В. Герасимова и Д.А. Щербиновского. «Посещал с удовольствием выступления Маяковского, встречался с Есениным, бывал у Гиляровского, знал Нестерова, Куприна, Петрова-Водкина, Кончаловского, работал с Мейерхольдом, дружил с Дейнекой», — вспоминал сам художник.

Уже в 1927-м, за два года до окончании ВХУТЕИНа, Антонов получает Гран-при на Международном конкурсе текстильщиков в Италии за эскизы галстучной ткани. В том же году вступает в ОСТ, а в 1932-м — в Московский Союз художников. Тогда же произведения Антонова впервые попадают в собрания Русского музея («Новый быт») и Третьяковской галереи («Портрет в красном», «Любовь»).

Жил и работал в Москве. Активный участник выставок с 1928 года. Член «Общества станковистов» (1927–1932), в выставках объединения участия не принимал; после распада ОСТ вошел в «Изобригаду» (1932). Экспонировал свои работы на выставках: «Бытовой советский текстиль» (1928), «Искусство в массы» (1929), отчётных выставках работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932), монументально-живописных панно (1932) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде, Москве (1932–1934), выставках советского искусства в Японии, Швеции, Дании, Болгарии, Германии. В Москве прошли три персональные выставки художника (1934, 1954, 1964).

Излюбленными темами творчества Фёдора Антонова стали жизнь и быт советской молодежи, индустриальный подъём развивающегося советского государства: «Чаква» (1929) (находится в ГТГ), «Дети. Грознефть» (1931), «Выходной день» (1931), «Самолёт» (1932), «Колхозные ясли» (1934), «Отдых колхозной молодежи» (1935), «Теннисистка» (1935), «Свадьба в рабочей семье» (1937), «Признание», (1945), «Лыжники» (1947).

В годы Великой Отечественной войны художник создал портреты героев Советского Союза И. Шумилова, И. Заболотного, У. Громовой, живописную картину о военных лётчиках – «Три ивана» (1942).

В это время неотъемлемой частью художественной жизни стала агитация и пропаганда. Не будучи плакатистом, Фёдор Антонов активно включился в этот процесс, и создал плакаты отличающиеся простотой и непосредственностью изобразительных средств. Эти листы, скорее, близки станковым картинам, с той лишь разницей, что внизу изображения присутствовал яркий лозунг-призыв («Сын мой! Ты видишь долю мою… . Громи фашистов в святом бою!» 1942, «Я хочу жить!» 1943, «Слава советским матерям!» 1944, «Спасибо Красной Армии – освободительнице!» 1945). Участвовал в выпуске трафаретных «Окон ТАСС» ( «Будьте все настороже!» №736, «Маша и Наташа» №745, «Боевой наказ отца» №824 и другие).

Ф. В. Антонов занимался педагогической деятельностью и преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в Московском текстильном институте.

 

Работы Фёдора Васильевича Антонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Государственного музея обороны Москвы, Луганского областного художественного музея, Екатеринбургской картинной галереи, многочисленных частных коллекциях.  

 

Чаква. На чайной плантации.  (Сбор чая в Абхазии)
Чаква. На чайной плантации. (Сбор чая в Абхазии)
Сбор чая в Абхазии. Оборотная сторона.
Сбор чая в Абхазии. Оборотная сторона.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ