Стили и жанры
|
ян Гончаров Григорий Андреевич
ян Гончаров Григорий Андреевич
ГОНЧАРОВ Григорий Андреевич (13(26).01.1913, слобода Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии – 28.08.2001, Воронеж). Живописец, график, член Союза художников с 1950 года, почётный гражданин города Россошь (1983). Свою работу, миссию и стилистику Григорий Андреевич ёмко и понятно описал в нескольких предложениях: - Начинал я в 1950 году с полотна «Докучаев в каменной степи», его портрета-картины. После в краеведческую семью моих работ вошли полотна о фольклористе Пятницком, моём коллеге Крамском, писателе Чехове, поэтах Кольцове и Никитине, о Пушкине, путешествовавшем по воронежской земле. Я бесконечно обожаю родную природe! С альбомом и карандашом обошёл и объехал весь наш край вплоть до шолоховских Вёшек. И потом – я донской рыбак. Стараюсь передать в картинах свои чувства к природе. Хочется воспитать у людей бережное к ней отношение, как к красоте, без которой не было бы жизни. Путь художника начался с работы помощника сапожника. Сначала был на подхвате у отца – гвозди подать, латку сделать, почистить. После НЭПа появилась артель сапожников, и Григорий вступил в неё вместе с папой. Но, как все художники, он не мог жить без карандаша и эскизника. В перерывах делал зарисовки окружающих реалий, а по ночам после кино под керосиновой лампой писал портреты увиденных артистов. Первые настоящие уроки рисования ему дал россошанский художник А.Ф. Волков. Окончив школу, поступил в Россошанский украинский педтехникум где учился с 1930 по 1932 год. В 1932 году принял непростое решение - переехать в Киев, чтобы поступить в институт живописи. Директор техникума подготовил ему рекомендательное письмо. Путь до Киева оказался непрост, вдохновленный своим первым путешествием Григорий потерял ощущение времени и на станции города Курск он отстал от своего поезда, вещи и деньги остались в вагоне, а он на перроне. Средства для передвижения и пропитания приходилось зарабатывать прямо по пути – он рисовал портреты за деньги и еду. К сдаче вступительных экзаменов успел, с первого раза сдал всё успешно, но в приёме ему отказали из-за того, что в графе «социальное положение» указал, что он выходец из ремесленников. Григорий решил на этом не останавливаться и отправился в Москву. Но здесь приёмная кампания была уже завершена и Гончарову не смогла помочь даже Надежда Константиновна Крупская, к которой он обратился за поддержкой. Он вернулся домой, начал работать художником-гравером в редакции газеты «Заря коммуны» (1934-1935). В 1935 году Гончарова призвали в армию, служил он в Воронеже писарем-чертёжником. Именно там и оценили его способности, и по окончанию военной службы в 1937 году остался работать при Воронежском Доме Красной Армии, в последствии переименованном в Дом офицеров, художником-оформителем до 1941 года. Но через непродолжительное время понял, что рисует только иллюстрации, а хочет писать картины. Гончаров поступил в студию ученика И.Е. Репина, выдающегося воронежского художника А.А. Бучкури, его преподавателем был и А.П. Васильев (1937-1940). Заочно Гончаров продолжил осваивать художественные азы в Центральном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве, где получал консультации у И.Э. Грабаря, К. Юона и Е.А. Кацмана (1936-1939). С каждым годом мастерство Гончарова росло, а с ним и художественный уровень его картин. Участник Всесоюзной выставки народного творчества (1937). Начиная с 1938 года участвовал: в городских, областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных выставках. Пришло лето 1941 года - Гончарова мобилизовали и направили в Узбекистан, в пехотное училище. Через полгода, получив звание лейтенанта, он начал командовать взводом курсантов в училище. После трёх выпусков его перевели в Фергану, в штат, обслуживавший курсы пехотных командиров. Здесь он сутками занимался художественным оформлением классов, работал без устали до конца войны. В 1945 году принимал участие в художественной выставке в Фергане, на которую представил произведения, созданные во время войны. В 1946 году Григорий Андреевич вернулся в Воронеж, который лежал в руинах. Несколько лет пришлось жить в сыром полутемном подвале, работать продолжил на прежнем месте – в Доме офицеров (1946-1950). Бытовые трудности не мешали ему участвовать во всех областных выставках. В 1950 году его работа «Докучаев в каменной степи» была отправлена на всероссийскую выставку в Москву и там отмечена комиссией как одна из лучших. В этом же году Григория Андреевича Гончарова приняли в Союз художников СССР. В 1950-х годах Гончаров очень плодотворно работал - провёл много выставок, его работы высоко оценивали и эксперты, и любители. Репродукции картин «Алексей Кольцов в донских степях» и «В родные края» тиражом 50 тысяч распространялись по всей стране почтовым ведомством в виде цветных открыток. Григорий Андреевич был членом областного товарищества «Художник» (1950). Руководителем изостудий при Городском Доме офицеров (1963-1966), Доме Культуры имени 50-летия Октября (1968-1969), Доме Культуры имени Карла Маркса (1974). В 1959 году Гончаров трагически потерял младшего брата, с которым вместе работал в мастерской. После его смерти занялся сохранением его творческого наследия. Провел несколько персональных выставок, а потом передал все его работы в музей города Россоши. В 1983 году около 50 своих работ художник передал в картинную галерею города Россошь Воронежской области. Всего же городу Россоши он передал в дар более ста полотен. Целый зал отвели в местном музее картинам художника-земляка. В начале 90-х здоровье художника ухудшилось, он перенёс несколько серьёзных операций. Его финансовое положение тоже было крайне плачевно, и поправить его он мог только продажей картин – в этот период полотна Гончарова разлетелись по всему миру. В 1995 году, как только позволило состояние здоровья, он вернулся в мастерскую и начал работу над персональными выставками, посвященными Дню Победы и трехсотлетию русского флота. В последствие часть своих работ Григорий Андреевич подарил краеведческому музею г. Россоши. В 1997 о его творческом пути сняли короткометражный фильм «Так я шёл к заветной цели». Имя Г.А. Гончарова упоминается в справочнике "Russian and Soviet painters 1900-1980s", изданном в Лондоне в 1998 году на 101 стр. Изображения картин Г.А. Гончарова есть также в книге «Russian Art. 300 works Painting and Graphics», Санкт-Петербург, 1997г. В 2001 году земной путь Григорий Андреевича Гончарова закончился. Основные работы: «Танковая атака» (1940), «Подарки фронтовикам» (1947), «В.В. Докучаев в Каменной степи» (1951), «А.В. Кольцов в донских степях» (1953), «В родные края» (1954), «Доярки» (1963), «Донские просторы» (1978), «Первый русский народный хор» (1980), «М.Е. Пятницкий среди крестьян» (1981), «На зимней прогулке» (1987), «Думы поэта», «Алексей Кольцов у А. С. Пушкина», «И. Н. Крамской в гостях у И. С. Никитина» и другие. Автор многочисленных графических листов, исполненных в технике рисунка карандашом, акварелью и гуашью. Персональные выставки произведений Г.А. Гончарова состоялись в Воронеже в 1963, 1971, 1974, 1978, 1993, 2001 годах. С 12 сентября по 13 октября 2013 года в выставочном зале Воронежского областного художественного музея проходила посмертная, персональная выставка художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. Творчество Г.А. Гончарова представлено в ВОКМ, ВОХМ, Воронежском музее-диораме, Острогожском историко-краеведческом музее им. И.Н. Крамского, а также представлены в различных частных коллекциях в России и за рубежом (Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании и США). Литература: • Каталог юбилейной выставки произведений художника Гончарова Григория Андреевича, посвящённой пятидесятилетию со дня рождения / Воронеж обл. музей изобразит. искусств. – Воронеж, 1963. – 27 с. • Каталог персональной выставки художника Гончарова Григория Андреевича / Воронеж. обл. музей изобразит. искусств ; сост. Н. М. Кравцов. – Воронеж, 1974. – 11 с. • Воронежская энциклопедия. – Воронеж, 2008. – Т. 1. А-М. – С. 212–213. • Для памяти минувших дней… : А. В. Кольцов (1809–2009) / сост.: В. Л. Елецких, Ю. В. Моисеева. – Воронеж : Альбом, 2009. – 75 с.
|