Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ян Гончаров Григорий Андреевич

ян   Гончаров Григорий Андреевич
ян Гончаров Григорий Андреевич

 ГОНЧАРОВ Григорий Андреевич (13(26).01.1913, слобода Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии  –  28.08.2001, Воронеж).

Живописец, график, член Союза художников с 1950 года, почётный гражданин города Россошь (1983).

Свою работу, миссию и стилистику Григорий Андреевич ёмко и понятно описал в нескольких предложениях:

- Начинал я в 1950 году с полотна «Докучаев в каменной степи», его портрета-картины. После в краеведческую семью моих работ вошли полотна о фольклористе Пятницком, моём коллеге Крамском, писателе Чехове, поэтах Кольцове и Никитине, о Пушкине, путешествовавшем по воронежской земле. Я бесконечно обожаю родную природe!  С альбомом и карандашом обошёл и объехал весь наш край вплоть до шолоховских Вёшек. И потом – я донской рыбак. Стараюсь передать в картинах свои чувства к природе. Хочется воспитать у людей бережное к ней отношение, как к красоте, без которой не было бы жизни.

Путь художника начался с работы помощника сапожника.  Сначала был на подхвате у отца – гвозди подать, латку сделать, почистить. После НЭПа появилась артель сапожников, и Григорий вступил в неё вместе с папой. Но, как все художники, он не мог жить без карандаша и эскизника. В перерывах делал зарисовки окружающих реалий, а по ночам после кино под керосиновой лампой писал портреты увиденных артистов. Первые настоящие уроки рисования ему дал россошанский художник А.Ф. Волков.  Окончив школу, поступил в Россошанский украинский педтехникум где учился с 1930 по 1932 год. В 1932 году принял непростое решение -  переехать в Киев, чтобы поступить в институт живописи. Директор техникума подготовил ему рекомендательное письмо. Путь до Киева оказался непрост, вдохновленный своим первым путешествием Григорий потерял ощущение времени и на станции города Курск он отстал от своего поезда, вещи и деньги остались в вагоне, а он на перроне.

Средства для передвижения и пропитания приходилось зарабатывать прямо по пути – он рисовал портреты за деньги и еду.  К сдаче вступительных экзаменов успел, с первого раза сдал всё успешно, но в приёме ему отказали из-за того, что в графе «социальное положение» указал, что он выходец из ремесленников. Григорий решил на этом не останавливаться и отправился в Москву. Но здесь приёмная кампания была уже завершена и Гончарову не смогла помочь даже Надежда Константиновна Крупская, к которой он обратился за поддержкой. Он вернулся домой, начал работать художником-гравером в редакции газеты «Заря коммуны» (1934-1935). В 1935 году Гончарова призвали в армию, служил он в Воронеже писарем-чертёжником. Именно там и оценили его способности, и по окончанию военной службы в 1937 году остался работать при   Воронежском  Доме Красной Армии, в последствии переименованном в  Дом офицеров, художником-оформителем до 1941 года. Но через непродолжительное время понял, что рисует только иллюстрации, а хочет писать картины. Гончаров  поступил в студию ученика И.Е. Репина, выдающегося воронежского художника А.А. Бучкури, его преподавателем был и А.П. Васильев (1937-1940). Заочно Гончаров продолжил осваивать художественные азы в Центральном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве, где получал консультации у И.Э. Грабаря, К. Юона и Е.А. Кацмана (1936-1939). С каждым годом мастерство Гончарова росло, а с ним и художественный уровень его картин.

Участник Всесоюзной выставки народного творчества (1937). Начиная с 1938 года участвовал: в городских, областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных выставках.    

Пришло лето 1941 года - Гончарова мобилизовали и направили в Узбекистан, в пехотное училище. Через полгода, получив звание лейтенанта, он начал командовать взводом курсантов в училище. После трёх выпусков его перевели в Фергану, в штат, обслуживавший курсы пехотных командиров. Здесь он сутками занимался художественным оформлением классов, работал без устали до конца войны.  В 1945 году принимал участие в художественной выставке в Фергане, на которую представил произведения, созданные во время войны.

В 1946 году Григорий Андреевич вернулся в Воронеж, который лежал в руинах. Несколько лет пришлось жить в сыром полутемном подвале, работать продолжил на прежнем месте – в Доме офицеров (1946-1950). Бытовые трудности не мешали ему участвовать во всех областных выставках. В 1950 году его работа «Докучаев в каменной степи» была отправлена на всероссийскую выставку в Москву и там отмечена комиссией как одна из лучших. В этом же году Григория Андреевича Гончарова приняли в Союз художников СССР.

В 1950-х годах Гончаров очень плодотворно работал - провёл много выставок, его работы высоко оценивали и эксперты, и любители. Репродукции картин «Алексей Кольцов в донских степях» и «В родные края» тиражом 50 тысяч распространялись по всей стране почтовым ведомством в виде цветных открыток.

Григорий Андреевич был членом областного товарищества «Художник» (1950). Руководителем изостудий при Городском Доме офицеров (1963-1966), Доме Культуры имени 50-летия Октября (1968-1969), Доме Культуры имени Карла Маркса (1974).  

В 1959 году Гончаров трагически потерял младшего брата, с которым вместе работал в мастерской. После его смерти занялся сохранением его творческого наследия. Провел несколько персональных выставок, а потом передал все его работы в музей города Россоши. 

В 1983 году около 50 своих работ художник передал в картинную галерею города Россошь Воронежской области. Всего же городу Россоши он передал в дар более ста полотен. Целый зал отвели в местном музее картинам художника-земляка.  

В начале 90-х здоровье художника ухудшилось, он перенёс несколько серьёзных операций. Его финансовое положение тоже было крайне плачевно, и поправить его он мог только продажей картин – в этот период полотна Гончарова разлетелись по всему миру. В 1995 году, как только позволило состояние здоровья, он вернулся в мастерскую и начал работу над персональными выставками, посвященными Дню Победы и трехсотлетию русского флота.  В последствие часть своих работ Григорий Андреевич подарил краеведческому музею г. Россоши. В 1997 о его творческом пути сняли короткометражный фильм «Так я шёл к заветной цели». Имя Г.А. Гончарова упоминается в справочнике "Russian and Soviet painters 1900-1980s", изданном в Лондоне в 1998 году на 101 стр. Изображения картин Г.А. Гончарова есть также в книге «Russian Art. 300 works Painting and Graphics», Санкт-Петербург, 1997г.  В 2001 году земной путь Григорий Андреевича Гончарова закончился.

Основные работы: «Танковая атака» (1940), «Подарки фронтовикам» (1947), «В.В. Докучаев в Каменной степи» (1951), «А.В. Кольцов в донских степях» (1953), «В родные края» (1954), «Доярки» (1963),  «Донские просторы» (1978), «Первый русский народный хор» (1980),  «М.Е. Пятницкий среди крестьян» (1981), «На зимней прогулке» (1987),  «Думы поэта», «Алексей Кольцов у А. С. Пушкина», «И. Н. Крамской в гостях у И. С. Никитина» и другие. Автор многочисленных графических листов, исполненных в технике рисунка карандашом, акварелью и гуашью.

Персональные выставки произведений Г.А. Гончарова состоялись в Воронеже в 1963, 1971, 1974, 1978, 1993, 2001 годах. С 12 сентября по 13 октября 2013 года в выставочном зале Воронежского областного художественного музея проходила посмертная, персональная выставка художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Творчество Г.А. Гончарова представлено в ВОКМ, ВОХМ, Воронежском музее-диораме, Острогожском историко-краеведческом музее им. И.Н. Крамского, а также представлены в различных частных коллекциях в России и за рубежом (Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании и США).

Литература:

• Каталог юбилейной выставки произведений художника Гончарова Григория Андреевича, посвящённой пятидесятилетию со дня рождения / Воронеж обл. музей изобразит. искусств. – Воронеж, 1963. – 27 с.

• Каталог персональной выставки художника Гончарова Григория Андреевича / Воронеж. обл. музей изобразит. искусств ; сост. Н. М. Кравцов. – Воронеж, 1974. – 11 с.

• Воронежская энциклопедия. – Воронеж, 2008. – Т. 1. А-М. – С. 212–213.

• Для памяти минувших дней… : А. В. Кольцов (1809–2009) / сост.: В. Л. Елецких, Ю. В. Моисеева. – Воронеж : Альбом, 2009. – 75 с. 

Первые шаги в ликбез
Первые шаги в ликбез
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ