Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

яъ Радонежский Михаил Михайлович

Родился в 1894 году. До 1918 года учился в Пензенском художественном училище. В июле 1937 года  при образовании Ульяновского филиала Куйбышевского Союза Советских художников был избран его первым председателем. Жил и работал а Ульяновске.

Участник выставок с 1932 года.

В 1946 году в Ульяновске состоялась персональная Отчетная выставка произведений художника. Она была открыта в ноябре 1946 года в Ульяновском Областном художественном музее. На выставке было эспонировано 35 произведений. (Библ.: Ульяновская правда, 1946 год, 19 ноября.)

 

    Михаил Михайлович Радонежский – один из самобытных мастеров  пейзажного жанра и натюрморта. Многие его произведения посвящены  Симбирску – Ульяновску. Он родился 12 марта 1894 года в старинном поволжском городке Васильсурске  Нижегородской губернии  в семье ветеринарного врача.  Здесь он впервые увидел и полюбил красоту волжских просторов, спускающихся к Волге тихих провинциальных  улиц и переулков. Здесь истоки его жизни и творческого пути. Неслучайно васильсурские пейзажи занимают такое же важное место в его творчестве, как и написанные в нашем городе. По окончании реального училища М.М. Радонежский поступил  сначала в Казанскую художественную школу, а затем  переехал в Пензу, где окончил   художественное училище (1914 – 1918) по классу академика Н.Ф. Петрова.  С 1918 по 1921 гг. он  работал  декоратором и руководителем художественных студий в частях Красной Армии. В 1921 – 1926 гг. художник жил  в поволжских городах: Козьмодемьянске, Васильсурске,  Астрахани, преподавал  в школах и училищах, работал декоратором в театре, при этом много времени уделял  художественному творчеству. В 1925 г. вступил в члены АХРР. С 1928 по 1931 гг. преподавал  рисование в городах Поволжья (Мариинском посаде, Кинель–Черкасске) и в Сибири (Новосибирске, Боготоле). Был членом общества «Новая Сибирь».
В 1931 году по приглашению Городского отдела народного образования  художник переехал  в Ульяновск. С этого времени он постоянно здесь жил, вёл  преподавательскую  работу в школах, техникумах, училищах, работал старшим научным сотрудником Художественного музея (1940 – 1947), руководил  художественной студией при музее (1944 – 1946). За более чем сорокалетний период творческой деятельности в Ульяновске Радонежский создал неповторимые по своей  поэтичности образы старого Симбирска.  Он  переписал  чуть ли не все улочки центральной части  города, старый Венец, стены бывшего Спасского монастыря, архитектурные детали старинных зданий: «Старый венец», «Улица Гончарова», «Улица К. Маркса».  Ленинские и другие памятные  места Ульяновска  также были  главными  темами архитектурных пейзажей художника: «Дом – музей В.И. Ленина», «Гимназия, где  учился  Ленин», «Дом поэта Языкова», «Пушкинская ель  в Языкове», «Старые тополя в Тургеневке». С большим увлечением он писал  и новостройки.  В пейзажном  цикле  «Новый Ульяновск» звучит вечная тема обновления жизни. Вместе с художником мы  проходим по новым  проспектам,  улицам, всматриваемся в новые архитектурные проекты. «На стройке», «Новый дом строится», «Засвияжье», «Московское шоссе», любуемся  силуэтами домов  на фоне вечернего неба: «Вечером в Засвияжье».  Многие пейзажи художник писал не столько  с натуры, сколько компоновал по памяти, по воображению.   Волга с её  изменчивой красотой  была  постоянным источником  его   творческого  вдохновения. Он писал Волгу в холодный ветряный день с плывущими над свинцовыми  волнами облаками («Свежий ветер»),  передавал  красоту волжских просторов в тихий, угасающий час заката («Лодки»). Движение, в какой бы форме оно не проявлялось, всегда привлекало художника, было близко его творческому темпераменту.  Это и окрашенная золотом  осенняя листва, и весеннее пробуждение природы, и порывы шквалистого ветра. В одном  из лучших пейзажей «Зимой на Новом Венце» изображён всем известный мотив: аллея с могучими стволами деревьев, причудливым  узором  сплетающихся веток, живописными тенями на подтаявшем  снегу. Художник создает образ  ранней весны, когда в природе царит  радостное  мажорное настроение, которое  отличает  всё  его творчество.  Время от времени  художник обращался к  натюрморту: «Урожай» с яблоками и подсолнухом,   «Натюрморт с самоваром»,  «Старинный фарфор». Цвет, как всегда у Радонежского,  звучит в полную  силу. Неслучайно, его любимой техникой была темперная живопись, дающая звучные, чистые цветовые аккорды.
Являясь членом Союза художников, М.М.Радонежский  постоянно участвовал в выставках местных художников и других поволжских городов. Он был участником Всесоюзной выставки «Жизнь и быт народов СССР» (1926), Всесоюзной  художественной выставки  1947 г., выставки «В.И.Ленин в изобразительном искусстве (1960), а также зональной выставки «Большая Волга» (1964). Его работы находятся в музеях Васильсурска, Пензы,  художественном и краеведческом музеях Ульяновска. Он вошёл в историю  искусств как прекрасный педагог, воспитавший не одно поколение художников, и замечательный  художник, посвятивший  своё  творчество людям. Девизом  его  было: "жить – значит творить,  приносить людям радость". Этому  девизу он  и следовал  на протяжении всей жизни.

                                                                         И.А.Воронова, научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея, искусствовед 

Вид на Волгу
Вид на Волгу
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ