Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

яя Шегаль Григорий Михайлович

яя  Шегаль Григорий Михайлович
яя Шегаль Григорий Михайлович

Шегаль Григорий Михайлович (1889–1956) Советский живописец, график. Член-корреспондент Академии художеств СССР с 1954 года.

 

В раннем творчестве испытал сильное влияние сезаннизма. Автор полотен на историко-революционную и бытовую темы. В годы войны и послевоенное время писал пейзажи, портреты. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Родился в городе Козельск Калужской губернии, умер в Москве. Рано оставшись без отца – талантливого и разносторонне одаренного самоучки, – он с детских лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912–1916) у А.А. Рылова и Н.К. Рериха, в Академии художеств (1917–1918) у Г.В. Залемана и И.Я. Билибина, во ВХУТЕМАСе в Москве (1922–1925) у А.В. Шевченко. Принимал участие в деятельности художественных объединений «Московские живописцы», «Общество московских художников», Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1923 года участник художественных выставок. Участник выставки «Бубновый валет» (1924), с 1926 года участвовал в выставках АХРР. Персональная выставка состоялась в 1935 году.

Проводя много времени в поездках по стране, посещая стройки первых пятилеток, художник стал одним из зачинателей жанра индустриального пейзажа. Он побывал в Златоусте и Карабаше, Соликамске и Новокузнецке, знакомился с Турксибом, через всю Среднюю Азию проехал на Алтай. Выполненные в этих поездках пейзажи Шегаль называл «очерками», хотя идейно-художественное значение их неизмеримо глубже. Такие его работы, как «Уральский металлургический завод», многочисленные пейзажи Кузбасса и Соликамска (1929–1934), – это обобщенные образы страны, уверенно шагающей в будущее, живущей новыми ритмами. Приметы новой жизни часто выступают и в жанровых композициях Шегаля 1930-х годов. Во многих из них прослеживается тема социального возрождения отсталых прежде национальных окраин страны, тема дружбы советских народов. Таковы, например, картины «Путь свободен», «Казахи-фабзайчата» (1931), «Новый товарищ», многофигурное полотно «Горская молодежь на призыве в РККА» (1932). В 1930-е годы он впервые обращается к историко-революционной теме и создаёт две картины, получившие широкую известность. Замысел первой возник в 1933 году во время творческой командировки на Урал. В основу картины «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году» (1933–1934) лёг реальный трагический эпизод Гражданской войны. Картина поражает глубокой эмоциональностью, которой автор добивается прежде всего живописно-пластическим решением полотна. Вторая картина – «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году». Она была подготовлена к выставке «XX лет РККА и Военно-Морского Флота». Мастер развёртывает здесь перед зрителем подлинную историческую драму, каждое действующее лицо которой наделено неповторимой психологической характеристикой – от фарсовой фигуры «премьера», переодевающегося в женское платье, до трагического образа офицера, начинающего постигать истинный смысл свершающихся событий. Во время войны художник был эвакуирован в Самарканд. Велико его значение в формировании живописи среднеазиатских республик в военные годы. На протяжении всей своей творческой жизни художник постоянно работал в натюрморте и пейзаже. Он не переставал обращаться к природе до последних дней, работал любовно и проникновенно. По пейзажам Шегаля легко можно проследить, как менялось его художественное видение, совершенствовалось живописное мастерство. На смену ярким, декоративным работам конца 1920-х годов, часто отмеченным влиянием любимых художником мастеров, пришли предвоенные крымские пейзажи, построенные на передаче тончайших нюансов световых и цветовых отношений в природе, созданных как бы в тесном слиянии с ней («Оливы утром», 1938; «Серебряный день. Крым», 1940). Большую роль в эволюции пейзажного творчества Шегаля сыграли впечатления военных лет – месяцы, проведённые в эвакуации, поездки в разрушенные прифронтовые районы. Они породили в душе художника чувство особой ценности жизни и органичной любви к родной земле. В многочисленных пейзажах послевоенных лет, запечатлевших неброскую природу средней полосы, Шегаль выступает как преемник лучших традиций русского демократического искусства. Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1937–1941) и во ВКИКе (1947–1956), профессор (1940). Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Красноярской краевой художественной галерее, Киевском музее русского искусства, Тульском художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, а также в частных собраниях в России и за рубежом (Франции, Италии, Германии). Сочинения: Монография «Колорит в живописи». М., 1957.

 

Молодой киргиз
Молодой киргиз
Татарка
Татарка
Старуха
Старуха
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..