Стили и жанры
|
яя Шегаль Григорий Михайлович
яя Шегаль Григорий Михайлович
Шегаль Григорий Михайлович (1889–1956) Советский живописец, график. Член-корреспондент Академии художеств СССР с 1954 года.
В раннем творчестве испытал сильное влияние сезаннизма. Автор полотен на историко-революционную и бытовую темы. В годы войны и послевоенное время писал пейзажи, портреты. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Родился в городе Козельск Калужской губернии, умер в Москве. Рано оставшись без отца – талантливого и разносторонне одаренного самоучки, – он с детских лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912–1916) у А.А. Рылова и Н.К. Рериха, в Академии художеств (1917–1918) у Г.В. Залемана и И.Я. Билибина, во ВХУТЕМАСе в Москве (1922–1925) у А.В. Шевченко. Принимал участие в деятельности художественных объединений «Московские живописцы», «Общество московских художников», Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1923 года участник художественных выставок. Участник выставки «Бубновый валет» (1924), с 1926 года участвовал в выставках АХРР. Персональная выставка состоялась в 1935 году. Проводя много времени в поездках по стране, посещая стройки первых пятилеток, художник стал одним из зачинателей жанра индустриального пейзажа. Он побывал в Златоусте и Карабаше, Соликамске и Новокузнецке, знакомился с Турксибом, через всю Среднюю Азию проехал на Алтай. Выполненные в этих поездках пейзажи Шегаль называл «очерками», хотя идейно-художественное значение их неизмеримо глубже. Такие его работы, как «Уральский металлургический завод», многочисленные пейзажи Кузбасса и Соликамска (1929–1934), – это обобщенные образы страны, уверенно шагающей в будущее, живущей новыми ритмами. Приметы новой жизни часто выступают и в жанровых композициях Шегаля 1930-х годов. Во многих из них прослеживается тема социального возрождения отсталых прежде национальных окраин страны, тема дружбы советских народов. Таковы, например, картины «Путь свободен», «Казахи-фабзайчата» (1931), «Новый товарищ», многофигурное полотно «Горская молодежь на призыве в РККА» (1932). В 1930-е годы он впервые обращается к историко-революционной теме и создаёт две картины, получившие широкую известность. Замысел первой возник в 1933 году во время творческой командировки на Урал. В основу картины «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году» (1933–1934) лёг реальный трагический эпизод Гражданской войны. Картина поражает глубокой эмоциональностью, которой автор добивается прежде всего живописно-пластическим решением полотна. Вторая картина – «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году». Она была подготовлена к выставке «XX лет РККА и Военно-Морского Флота». Мастер развёртывает здесь перед зрителем подлинную историческую драму, каждое действующее лицо которой наделено неповторимой психологической характеристикой – от фарсовой фигуры «премьера», переодевающегося в женское платье, до трагического образа офицера, начинающего постигать истинный смысл свершающихся событий. Во время войны художник был эвакуирован в Самарканд. Велико его значение в формировании живописи среднеазиатских республик в военные годы. На протяжении всей своей творческой жизни художник постоянно работал в натюрморте и пейзаже. Он не переставал обращаться к природе до последних дней, работал любовно и проникновенно. По пейзажам Шегаля легко можно проследить, как менялось его художественное видение, совершенствовалось живописное мастерство. На смену ярким, декоративным работам конца 1920-х годов, часто отмеченным влиянием любимых художником мастеров, пришли предвоенные крымские пейзажи, построенные на передаче тончайших нюансов световых и цветовых отношений в природе, созданных как бы в тесном слиянии с ней («Оливы утром», 1938; «Серебряный день. Крым», 1940). Большую роль в эволюции пейзажного творчества Шегаля сыграли впечатления военных лет – месяцы, проведённые в эвакуации, поездки в разрушенные прифронтовые районы. Они породили в душе художника чувство особой ценности жизни и органичной любви к родной земле. В многочисленных пейзажах послевоенных лет, запечатлевших неброскую природу средней полосы, Шегаль выступает как преемник лучших традиций русского демократического искусства. Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1937–1941) и во ВКИКе (1947–1956), профессор (1940). Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Красноярской краевой художественной галерее, Киевском музее русского искусства, Тульском художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, а также в частных собраниях в России и за рубежом (Франции, Италии, Германии). Сочинения: Монография «Колорит в живописи». М., 1957.
|