Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ямю Витинг Николай Иосифович

ямю   Витинг Николай Иосифович
ямю Витинг Николай Иосифович
Витинг Николай Иосифович (02.01.1910– 08.06.1991)

Один из талантливых, незаслуженно забытых художников, вошедших в исследовательский труд Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были».

 

Живописец, график, иллюстратор и оформитель книг. С 1942 года член Союза художников СССР.  Писал картины на классические темы, а также производственную тематику. Известен поздними монотипиями.  

 

Родился в Брянске, в семье инженера-путейца. «Отец был художником-любителем. С детства помню альбомы Третьяковской галереи, выпуски заочной школы живописи со  статьёй о Репине, а также удивившие меня своей непонятностью репродукции картин Кандинского», - вспоминал впоследствии художник.

В 1919 году Николай Иосифович с семьёй переезжает в Москву. Учится в школе №25 Пролетарского района. «Первым, кто способствовал моей нацеленности на профессию художника, был мой товарищ Миша Куркин. Кроме того живописью серьезно занимались отец и старший брат. У дяди Ромео была замечательная коллекция картин (Ряпушкин, Петров, Клевер). Я рано начал посещать художественные выставки. Одна из первых - в Ленинграде, выставка художников общества имени Куинджи. Удержались в памяти почему-то синие пейзажи с заснеженными елями и сентиментальный натюрморт с изображением дамской сумочки и перчаток, называвшийся «Она здесь!» Мне было 15-16 лет, когда в Москве открылась выставка немецкого импрессионизма. Надо ли говорить об острейшем впечатлении, оставленном ею. Значит, помимо Третьяковки, есть ещё и такой мир, искусство может изображать не только красивое. Оно действует на душу, будоражит её. Настоящее смятение чувств. Большое значение для меня имела выставка современного французского искусства, на которой было  шесть работ Модильяни…

Много дало мне знакомство со школьным другом своего брата Шурой Хмелевским, талантливым поэтом и художником. У нас дома было нечто вроде клуба…

Параллельно с творчеством - в основном интуитивным, шли поиски заработка. В 17 лет я встал на учет биржи труда. Работал чернорабочим, грузчиком, землекопом».

В 1927-1928 гг. занимался на курсах при Доме художественного воспитания в Москве у К.Ф. Морозова и И.К. Юона. «Константин Фёдорович Морозов, так же как Игорь Юон, кончивший ВХУТЕМАС по мастерской Архипова, стремились заинтересовать нас различными аспектами действительности. То это было посещение металлургического завода, то выезд на природу, то рисунки в зоопарке или на репетициях в цирке. Они привели меня и несколько моих товарищей (Р. Штейнбрехта, Ю. Ряжского, В. Кутузова) в «Цех живописцев»». (Из воспоминаний Н.И. Витинга)

 

Витинг в работах предпочитает сдержанность красок, почти монохромность, что не лишает его работ экспрессивности. «Паника», 1926 года - одно из первых произведений художника, создано под влиянием фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».

В 1928-1932 гг. учился на курсах при объединении «Цех живописцев» у К. Морозова, К. Суряева, Н. Фролова. «Фролов внушал нам единство формы и цвета. Он говорил, что наиболее активному цвету, т.е. красному, соответствует и наиболее активная форма, т.е. круг, наиболее пассивному цвету соответствует наиболее статичная форма, например, квадрат и т.д. Очень ценными были его указания на то, что в действительности нет симметрии, каждая форма неповторима. Что относится не только к человеческому лицу, но и к такой и простой определённой форме, как бутылка. И мы наивно рисовали кривые бутылки».

«Цех живописцев» был основан А.С. Головановым и  автором манифеста «Цветодинамос и тектонический примитивизм» А.В. Шевченко.

 

В конце 1920-х - начале 1930-х годов работы Николая Витинга («Серп и молот» 1927, «Интервенция» 1929, «Даная» 1931, «Ремонт трамвайных путей ночью» 1930) стилистически и эмоционально близки картинам его старшего товарища и коллеги по «Цеху живописцев» — Бориса Голополосова. Линогравюра Витинга «Ремонт трамвайных путей» была приобретена Музеем революции, с неё были напечатаны открытки.

Большое влияние на Витинга оказало и творчество Романа Семашкевича. В 1930 году состоялась Пятая и последняя выставка «Цеха живописцев», по словам Витинга она стала одновременно и триумфом этого общества, и его концом. После распада «Цеха живописцев» Витинг продолжал ходить к Шевченко домой, пользоваться его указаниями и фактически у него учился.

В 1934-1942 гг. Н.И. Витинг учился на графическом факультете МИИИ-МГХИ (Московский институт изобразительных искусств, в последствии - Московский государственный художественный институт), позже он перешёл на живописный факультет где  учился у С.В. Герасимова и П. Павлинова.

Н.И. Витинг был членом объединения «Цех живописцев» (1930), членом-учредителем Объединения работников искусств (1931-1932), в 1930-1932 работал художником в Московском театре для детей, в 1932-1935 – экскурсоводом в ГТГ (Государственная Третьяковская Галерея).

Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943, годах работал в качестве художника в Студии имени М. Б. Грекова, был на Южном фронте в районе Ростова-на-Дону и  на Брянском фронте. Работал в Военно-морском издательстве (1943-1945). Выполнил серии «Западный фронт» (1943, акварель), «Южный фронт» (1943, акварель и литография).

В 1950-1960-е годы наряду с живописью много Н.И. Витинг работал в технике литографии и офорта в Экспериментальной мастерской на Верхней Масловке.

 

Список основных живописных произведений: 

«Интервенция» (1929), «Купальщицы» (1932), «А. С. Пушкин» (1938), линогравюры «Ремонт трамвайных путей» (1929), «Арест Киевского ревкома» (1934), автолитографии «Железная дорога у Москвы» (1962–1964), «Радуга» (1965), акварели и гуаши «В цехе Тульского оружейного завода. 1919 год» (гуашь, 1955), «Партизаны» (акварель, 1957), «Предъявление ультиматума Временному правительству» (1958) и другие. Автор графических серий: по мотивам романа Н. А. Островского «Рожденные бурей» (1950, сангина, уголь), «Лесорубы» (1959, гуашь).

 

Известны листы Н.И Витинга на спортивные темы: «Баскетбол» (1960-е), «Борьба» (1960-70-е), «Венгры отдыхают» (1967), «Волейбол» (1960-е), «Спортивная гимнастика», «Танец с лентой» (обе 1979). В 60-е годы его захватила железнодорожная тема, он выполнил несколько живописных и графических работ: «Путевой обходчик» (1961), «Радуга» (1965), «Платформа Челюскинская», «Железная дорога у моря» (1967) и другие.

Николай Витинг также иллюстрировал и оформлял для Детгиза, Гослитиздата, издательства «Молодая гвардия»: «Обрыв» И. А. Гончарова (1946, 1950), «Малашок» И. И. Ликстанова (1947), «Вдохновлённые искатели» А. Д. Поповского (1953), «Рославлев, или Русские в 1812 году» М. Н. Загоскина (1955), «Ганнибал» Д. Линдсея (1962), «Факел» У. Пенфилда (1964). В своём творчестве он был занят прежде всего поиском и разработкой актуальных тем, вырабатывая адекватный для выражения духа времени живописный язык.

Творчество художника отличается экспрессивной выразительностью и особенной музыкальностью. Живописный строй работ Николая Витинга пластически ясен и лаконичен, прекрасно организован ритмически, технические приёмы совершенны. Со временем эти качества в его живописи и графике усиливаются, приобретая большую монументальность и декоративность.

Работы художника находятся: в Государственной Третьяковской галереи (Москва), в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» (Истра), в Удмурдском республиканском музее изобразительных искусств, в музее «Преодоление» имени Н.А. Островского (Москва), в Государственном художественном музее Грузии (Тбилиси, Грузия), в Каракалпакском государственном музее искусств имени И.И. Савицкого (Нукус, Узбекистан), а также в частных коллекциях.

 

Выставки с участием Н.И. Витинга:

1930 г. – 5-я выставка Общества художников «Цех живописцев». Москва.

 

1934 г. – Выставка начинающих молодых художников. Москва.

1939 г. – Всесоюзная выставка молодых художников, посвящённая 20-летию ВЛКСМ. Москва.

1955 г. – Весенняя выставка МОСХ. Москва.

1957 г. – 6-я выставка работ художников книги. Москва.

1958 г. – Выставка «По дорогам войны». Москва.

1959 г. - Выставка молодых художников, работающих на темы железнодорожного транспорта. Москва.

Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Москва.

1960 г. – 4-я выставка акварели и керамики московских художников. Москва.

1960 г. - Выставка произведений московских художников. Москва.

1961 г. - Выставка произведений московских художников. Москва.

1961 г. - Выставка «15 лет со дня Победы». Москва.

1961 г. - Выставка эстампа московских художников.

1962 г. – 2-я Всесоюзная выставка. Москва.

1962 г. - Выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». Москва.

1963 г. - Выставка произведений московских художников. Москва.

1964 г. – Выставка произведений московских художников «Москва – столица нашей Родины». Москва.

1966 г. - Выставка эстампа московских художников.

Выставка к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Москва.

1967 г. – 3-я Всесоюзная выставка эстампа. Москва.

1976 г. – Осенняя выставка произведений московских художников. Москва.

1978 г. – Персональная выставка. Москва, где были показаны его живописные работы и представлена новая серия цветных автолитографий на спортивную тему: «Баскетбол» (1971), «Борьба» (1960-70), «Волейбол» (1960-е), «Спортивная гимнастика», «Бокс» (1970-е).

1979 г. – 2-я Всероссийская выставка эстампа. Москва.

1980 г. – Выставка произведений московских художников. Москва.

Всесоюзная художественная выставка.

«Спорт – посол мира» к играм XXII Олимпиады в Москве. Москва.

 

1982 г. – Выставка произведений московских художников «50 лет МОСХ. 1932-1982). Москва.

1987 г. – Выставка произведений советских художников, посвящённая 150-летию железных дорог страны. Ленинград.

1989 г. – 4-я Всероссийская выставка эстампа. Москва.

 

Персональные (посмертные) выставки Н.И. Витинга состоялись в Москве - в 1992 году, и в 2010 году (совместно с Б. В. Костроминым).

 

Источники:1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 1. С. 136.2. Справочник членов Союза художников СССР по состоянию на 1 апреля 1988 года. М., 1989. С. 282.3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1972, т. 2. С. 288. 

Сборка пулемётов
Сборка пулемётов
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..