Стили и жанры
|
Анатолий Никифорович Яр-Кравченко
Анатолий Никифорович Яр-Кравченко
Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (8 (21) июня 1911 г., Благовещенск - 24 ноября 1983 г., Москва) - советский художник, работавший в основном в жанре графического портрета. Автор больших серий портретов лётчиков («Фронтовой альбом», 1941 г., «Герои воздушных боёв за Ленинград», 1942 г.), писателей («Галерея советских писателей», 1947 г.), портретов космонавтов. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948 г.). Народный художник РСФСР (1969 г.). В 1927 году А.Н. Кравченко поступает на подготовительные курсы при Киевском художественном институте. В Киеве некоторое время он занимался в студии художника И.Ф. Селезнёва (ученика П.П. Чистякова). Раздумав поступать в Киевский художественный институт, Кравченко в 1928 году в 17-летнем возрасте приехал в Ленинград для завершения художественного образования и в 1939 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской И.И. Бродского. В первой половине 1930-х годов на формирование личности Кравченко значительное влияние оказала близость с «крестьянским» поэтом Н.А. Клюевым (по совету которого, в частности, он прибавил к своей фамилии приставку «Яр»). Отношения Клюева и Кравченко носили, по осторожному выражению литературоведа К.М. Азадовского, «нестандартный характер». Как писал сам Клюев, обращаясь к Кравченко, «…уже три-четыре года назад лежал бы я на Волковом кладбище, если бы не было в моём сердце тебя - моего индийского царевича - твоих слов и дыхания. Вот почему и враждебны душе моей чужие вторжения (и чужие руки) в любовь нашу». В 1937 году Клюева расстреляли как контрреволюционера. Как раз в это время Яр-Кравченко считался едва ли не основным художником, изображавшим товарища Сталина. Вероятно, это обстоятельство избавило художника от серьёзных неприятностей. В июле 1941 года Яр-Кравченко ушёл добровольцем на фронт. Служил в авиации маскировщиком в лётных частях, оборонявших Ленинград, стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, художником редакции армейской газеты «Атака». Почти в каждом номере печатались его рисунки, посвященные героям войны и суровым будням города. Их издавали в виде фронтовых альбомов, которые вручались особо отличившимся в боях пилотам и лётным подразделениям, а портреты Героев Советского Союза тиражировались в виде открыток. На счету Яр-Кравченко имеется не много живописных работ, наиболее известная из которых картина «Горький читает свою сказку „Девушка и смерть“» (1949 г.). Создал графические портреты И.В. Сталина, Н.С. Хрущёва и Ю.А. Гагарина на трибуне Мавзолея 14 апреля 1961 года и более 300 портретов советских писателей. В 1947 году вышел его отдельный графический альбом «Галерея советских писателей». Писал также портреты зарубежных писателей Теодора Драйзера, О. Генри, Рабиндраната Тагора и др. В течение 1972-1977 годов Яр-Кравченко возглавлял Всесоюзное общество филателистов, будучи председателем его Правления и сменив на этом посту Героя Советского Союза Э.Т. Кренкеля.
|